История создание мотоцикла Honda

Японская марка Honda известна как один из крупнейших производителей мотоциклов. Успех компании во многом обусловлен дерзновенным гением ее основателя Соитиро Хонды, изобретателя, инженера и страстного любителя гонок.

Соитиро родился в 1906 году. С детства он помогал отцу, который занимался ремонтом и продажей велосипедов. Далее инженерная карьера будущего основателя Honda продолжалась в столичной автомастерской. Ее хозяин сразу отметил дарование рабочего и доверил ему собирать гоночный автомобиль, который стал победителем в соревновании. Соитиро Хонда сам участвовал в нескольких гонках, что на всю жизнь привило ему страсть к мото- и автоспорту.

В 1928 году Соитиро открывает свою первую ремонтную мастерскую и получает первый патент за использование в колесах металлических, а не деревянных спиц. Скоро инженер Хонда прославился благодаря способности находить простые решения сложных проблем.

В 1937 году Хонда основывает компанию Tokai Seiki Heavy Industry, производящую изобретенные им поршневые кольца. После Второй мировой войны она оказалась почти полностью разрушена, и Соитиро Хонда продает уцелевшие остатки автопроизводителю Toyota. На вырученные 450 000 йен он основал компанию Honda Technical Research Institute, которую в 1948 году переименовал в Honda Motor Company.

Первым направлением работы нового предприятия была установка небольших моторчиков от бензогенераторов, оставшихся после войны, на велосипеды. Такое транспортное средство было популярным среди населения, которое не могло раскошелиться на нечто более презентабельное. Велосипеды известны под именем Honda Model A.

Велосипед с мотором Honda Model A

Когда запасы моторов военного времени иссякли, Соитиро Хонда сконструировал собственный двигатель. Это был двухтактный подвесной моторчик A-type объемом 50 куб. см и мощностью 1 л.с.

В 1949 году к Соитиро Хонде присоединяется Такэо Фудзисава, взявший на себя функцию корпоративного управления компанией. Хонда сосредотачивается на технологической части работы. В этом году начинается изготовление мотоциклов, и в Ногучи-чо основывается еще один завод по сборке двигателей. Первый выпущенный мотоцикл получил романтическое название Dream. Утверждают, что свое неофициальное название Honda Model D получила после того, как один из работников, увидев готовый мотоцикл, воскликнул: «Это похоже на мечту!». Модель комплектовалась двухтактным 98-кубовым мотором.

Honda Model D (1949)

Honda Motor Company переосмысливает свое поведение на рынке и выстраивает новую систему организации продаж. Теперь компания назначает дистрибьюторов на определенной территории, которые занимаются развитием дилерской сети. В том же 1949 году Соитиро Хонда принимает решение о расширении производства и открывает еще два предприятия в Токио.

В 1951 году Хонда видит, что японские улицы переполнены шумными, дымными, испускающими едкий запах мотоциклами, среди которых находится и его Dream. Руководитель компании Honda намерен усовершенствовать моторы мотоцикла, чтобы избавить горожан от дискомфорта. Так появляется Dream Type E с четырехтактным одноцилиндровым двигателем Е-ОНV объемом 145 куб. см и мощностью 5,5 л.с. Он развивал скорость до 70 км/час и стал первым японским мотоциклом высшего класса.

Honda Dream Type E (1951)

Несмотря на то что Соитиро Хонда не слишком любит «примитивные» мопеды, разрабатываются и успешно продаются двухтактные навесные моторчики Cub F объемом 50 куб. см. Они будут производиться в течение двух лет и расходиться в магазинах по всей стране, а после уже отдельная товарная марка Cub будет популярной несколько десятков лет.

В 1953 году открываются еще два завода марки, образовывается профсоюз и выходит в свет Benly J. Этот мотоцикл создавался как недорогое и практичное транспортное средство для широких масс. Название Benly в переводе с японского означает «удобный». Модель комплектовалась четырехтактным двигателем объемом 90 куб. см.

Honda Benly J (1953)

В 1953 году было заключено перемирие в корейской войне, что привело к спаду экономики Японии. Компания начала искать способы выхода на международный рынок. Соитиро Хонда решил показать свои мотоциклы на гонках самого высокого класса, чтобы обеспечить им громогласный успех в США и Европе. В марте 1954 года Хонда заявляет о том, что мотоциклы марки будут участвовать в Tourist Trophy.

Трудно переоценить вклад такого решения в дело роста популярности Honda. Компания принимала участие в гонках Sao Paulo в Бразилии и Man TT в Великобритании. Ранее японские мотоциклы никогда не участвовали в подобных спортивных мероприятиях. Это не только принесло фирме бешеную популярность за рубежом, но и качественно сказалось на развитии конструкций дорожных мотоциклов, которые переняли самое лучшее от гоночных.

В 1954 появляется скутер Juno с самопуском (пуском мотора без ручной заводки) и всепогодным ветровым стеклом. Его кузовные панели были произведены из волоконно-армированного пластика, который в то время был инновационным материалом. В этом же году акции Honda Motor Company продаются на токийской бирже.

В 1955 году Honda добивается лидирующих позиций среди производителей мотоциклов на местном рынке. Кроме того, она принимает участие в японской гонке Motorcycle Endurance Road Race и не только выигрывает в классах 350 и 500 куб. см, но и получает приз за конструкцию.

С 1956 года в компании начинают действовать корпоративные принципы, актуальные до сих пор. Вводится годовая гарантия на производимые мотоциклы.

В 1956-м Honda представляет новый Dream C70, который стал родоначальником целого семейства мотоциклов. Он отличался не только прекрасными техническими характеристиками, но и уникальным дизайном, созданным под руководством Соитиро Хонды и названным «Буддийский храм».

Honda Dream C70 (1956)

В 1958 году появляется новая модель Benli C90 с четырехтактным двухцилиндровым двигателем, в котором использовалась прогрессивная конструкция с верхним распредвалом.

В следующем году открывается America Honda Motors. Благодаря продуманной рекламной кампании, изменившей имидж мотоцикла в глазах американцев, Honda занимает собственную нишу на рынке США. Самым популярным средством передвижения в стране считался автомобиль. Мотоцикл был атрибутом бунтарей, людей «вне закона». Первым рекламным лозунгом марки был: «На Honda вы встречаете самых милых людей», что заставило американцев посмотреть на мотоциклы с другой стороны. Удобный, универсальный и недорогой Honda Super Cub C100 был первым, кто пожинал плоды успеха на американском континенте.

Honda Super Cub C100 (1958)

В 1959 году на рынок выходит мотоцикл, ставший легендой, — Honda Benli Super Sport СВ92. Это был первый гоночный мотоцикл марки, который предназначался для массового рынка. Он комплектовался четырехтактным двухцилиндровым мотором объемом 125 куб. см.

В клубных гонках «Сейкан Кадзан» Honda выставила СВ92 против неизменного лидера в классе 12 Yamaha YА1.

Обратите внимание: Страницы истории Honda NSX: триумф технологий.

Оглушительная и неожиданная для мотоспорта победа обеспечила СВ92 успешный дебют. Он до сих пор считается одним из лучших гоночных мотоциклов в истории, хотя и обладал несколько своенравным характером. Так, резкое сцепление требовало известного мастерства, а максимальная мощность была доступна только при 10500 об./мин.

Honda CB 92 (1959–1964)

1960-й — год появления СВ72. Эта модель стала первой для марки, которая пользовалась популярностью во всем мире. В момент ее выхода в Японии торжествовал экономический кризис, а потому появление каждого гоночного мотоцикла «на дороге» становился сенсацией. Кроме того, компания активно соревнуется в мировом Гран-при на гонках Tourist Trophy, для чего ей нужен самый высокоранговый байк. СВ72 был именно таким.

Он комплектовался четырехтактным двухцилиндровым двигателем с двумя верхними распредвалами, системой смазки с сухим картером и двумя карбюраторами. Часть рамы использовалась в качестве маслобака. Мотор развивал 24 л.с. при 8000 об./мин. Кроме того, необычайно удачной была конструкция ходовой части мотоцикла.

К массовому покупателю модель попала только в 1961 году, но сразу стала любимицей. Мотоцикл разгонялся до 155 км/час и резко набирал скорость после «сотни». Это обеспечивалось особой конструкцией мотора, которая позволяла ему лучше работать при высоких оборотах. При низких же двигатель сильно вибрировал. Это дало идею для знаменитого рекламного лозунга «Не могу ехать медленнее 80 км/час».

Honda СВ72 (1961–1968)

В 1961 году Honda продает рекордное для отрасли количество мотоциклов — 100 000 в месяц. Запускается производство на Тайване, а в Германии открывается официальное представительство. Годом позже в Бельгии начинается сборка мотоциклов для европейского рынка. В 1968 году японская компания подписывает договор, позволяющий выйти на рынки Мексики и Испании, через год открыты представительства в Австралии и Канаде.

Появление модели СL72 пришлось на 1962 год. Как и СВ72, CL72 получил измененный коленвал. Отличался легким весом, длинноходными подвесками, наличием верхних глушителей, усиленной рамой, дорожным просветом в 195 мм и передним колесом в 19 дюймов. Мотоцикл сначала получил признание в США, а затем вышел на японский рынок. Правда, здесь он продавался с обычным коленвалом. Honda CL72 стал очень популярным среди обычных мотоциклистов, преодолевающих бездорожье, и остается любимым до сегодняшнего дня.

Honda СL72 (1962)

Для закрепления на американском рынке Honda разрабатывает Dream СВ450, ставший самым быстрым серийным мотоциклом в мире. Его 43-сильный высокооборотистый мотор позволял разгоняться до 180 км/час, однако так и не стал достаточно популярным в США. Тогда компания выпустила Dream СВ750 с четырехцилиндровым двигателем мощностью 67 л.с.

Мощность, красота и скорость до 200 км/час стали сенсацией среди любителей мотоциклов.

Honda СВ750 (1969–2003, 2007)

В ноябре 1971 года основывается бразильское отделение Honda, а в 1976-м — Moto Honda da Amazonia Ltda., занимающаяся производством и сбытом мотоциклов.

Через год инженеры компании признают, что для построения конкурентоспособного мотоцикла в классе 250 куб. см нужно создать новый двухтактный двигатель. Его устанавливают на модель CR250, которая сразу же становится одной из лучших.

В следующем году Соитиро Хонда покидает пост президента компании, но остается в совете директоров.

Год спустя Honda выпускает новую легенду. Это модель Gold Wing, GL1000, впервые представленная в Кельне. Она стала первым мотоциклом с четырехтактным мотором, который получил жидкостное охлаждение. Как главная передача в нем используется карданный вал. Кроме того, мотоцикл получил два топливных бака: один между сиденьем и рулем, второй — под сиденьем.

Honda Gold Wing GL1000 (1974–1979)

В 1978 году специально для участия в мировом чемпионате по мотоспорту серии 500GP компания изготавливает мощный мотоцикл NR500 с четырехцилиндровым V-образным двигателем с поршнями овальной формы. Несмотря на прорыв в конструировании моторов, этой модели так и не удается выиграть ни одной гонки до 1981 года.

Однако через некоторое время после весьма спорного появления V-образного мотора, Honda все-таки возвращается к такой компоновке, выпуская модель VFR750F. Она удерживала звание лучшего дорожного мотоцикла в течение следующих 10 лет.

Honda VFR750F (1986–1997)

В следующем году появляется модель CBR600F, которая получила полностью обтекаемую форму, обеспечиваемую пластиковым обвесом.

В 1991 году от болезни почек умирает основатель Honda Motor Company Соитиро Хонда.

В это время стартуют первые официальные продажи компании Honda Motor в России. Сначала в нашу страну были завезены автомобили марки. В 1992 году компания, первой из японских производителей, открывает представительство в Москве. Первые официальные продажи мотоциклов Honda в России начались в 1993 году и вызвали ажиотажный спрос среди мотолюбителей.

В 1992 году Honda Motor Company выпускает специальную серию из 200 единиц легендарного NR, который принимал участие в гонках MotoGP. Его дорожная версия продавалась по цене 60 000 долларов. Мотоцикл оснащался мотором объемом 750 куб. см, корпусом из углеволокна, цифровой приборной панелью, электронным впрыском топлива и консольным маятниковым рычагом. У публики эта модель вызвала восторг.

Honda NR (1992)

В 1993 году Honda представляет еще одну новинку, которая перевернула мир мотоспорта, — CBR900RR. Над дизайном мотоцикла работал Тадао Баба. Эта машина сочетала потрясающую управляемость и мощность.

В 1995 году новый кроссовый мотоцикл с двухтактным 400-кубовым мотором EXP-2 выигрывает гонку в своем классе в ралли «Гранада-Дакар». Его мотор обеспечивал полное сгорание топлива благодаря использованию плавающего выпускного клапана.

Первые прототипы мотоциклов Honda с питанием от топливных элементов появляются в 2004 году. Тогда же открывается представительство компании в России — ООО «Хонда Мотор РУС». Мотоциклы Honda уже стали самыми популярными в нашей стране. Среди лидеров продаж — модели GL1800A Gold Wing и Hornet CB 600 FA, входящие в десятку самых продаваемых мотоциклов.

Через два года компания празднует продажу 50-миллионного Super Cub.

В 2007-м Honda, первой среди других производителей мотоциклов, выпускает одну из моделей с подушкой безопасности. Это была Gold Wing.

В 2010-м появляется модель VFR1200F. Поклонники ожидали выхода спортбайка, но этот мотоцикл их не разочаровал. Он поставлялся с трансмиссией с двойным сцеплением, которая позволяла переключать передачи кнопками.

Honda VFR1200F (2010)

Чтобы возвратиться в сегмент спортбайков с мотором малого объема, в 2011 году Honda выпускает CBR250R. Модель оснащается 249-кубовым одноцилиндровым двигателем и продается по всему миру.

С 2013 года компания работает над освоением промежуточных классов и выпускает модели с 500-кубовыми двигателями (CBR500R, CB500F, CB500X

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: История создание мотоцикла Honda.