В разных уголках необъятного Советского Союза долгие годы пытались изобрести и наладить серийный выпуск столь необходимых народному хозяйству экономичных легких грузовиков. Среди этих разработок были очень интересные решения, которые не смогли выйти в большую серию, и остались за кадром отечественного автомобилестроения. Сегодняшний рассказ будет о семействе мини-грузовиков «Киев».
Они решили попробовать свои силы в разработке компактного грузовика на мотоциклетном заводе в Киеве. В 1959 году на заводе был разработан КМЗ-1. Двигатель карманного автомобиля позаимствовали у мотоцикла К-750, разместив его под кузовом. От мотоцикла также была взята четырехступенчатая коробка передач, но для реализации заднего хода на задний приводной вал пришлось поставить еще одну. Грузовик оснащался рессорно-независимой подвеской. Рулевое управление и тормоза позаимствованы у автомобиля МЗМА-402 «Москвич». Колеса были взяты от серпуховской коляски. Кабина грузовика имела изящные формы тех лет. Боковые стороны кузова изготовлены из стеклопластика. КМЗ-1 весил 500 кг, имел полезную нагрузку 500 кг и развивал скорость 60 км/десять испытаний.
Создав буквально грузовой мотоколяска, коллектив конструкторов Киевского мотоциклетного завода решил не сдаваться, и в 1960 году КМЗ-3 «Киев» вышел из экспериментального цеха. Новый автомобиль был уже больше похож на мини-грузовик. Кабина киевского грузовика была сделана из алюминия. Двигатель от того же мотоцикла К-750, как и положено, разместили спереди под капотом. Двигатель имел воздушное охлаждение, двигатель был снабжен вентилятором и жестяным корпусом для регулирования расхода воздуха.
Обратите внимание: История создания, развития компании Автоваз и автомобилей ВАЗ.
Чтобы идти в ногу со временем, рулевое управление, гидравлические тормоза, колеса и другие агрегаты были позаимствованы у новой малолитражки ЗАЗ-965 «Запорожец». Всего в опытном производстве завод выпустил три экземпляра КМЗ-3. Грузоподъемность грузовика была такой же, как у КМЗ-1, 500 кг, но скорость возросла до 80 км/ч.В 1961 году на базе КМЗ-3 было выпущено два фургона КМЗ-4. Завод, видимо, хотел заинтересовать Минавтопром несколькими модификациями грузовика для перевозки грузов различного назначения. Минавтопром проигнорировал инициативу киевского завода и даже не отправил созданные машины на госиспытания.
В 1962 году мотоциклетный завод делает последнюю попытку освоить автопром. Создатели КМЗ решили заинтересовать Минобороны, создав облегченную военную версию КМЗ-5. На нем, в отличие от КМЗ-3: усилили раму, сделали торсионную подвеску задних колес и упростили кабину. Кабина на КМЗ-5 уже была стальной, не имела дверей и закрывалась брезентовым тентом. Военных не заинтересовал армейский вариант КМЗ. Создание КМЗ-5 было обречено на провал, поскольку военных вполне устраивал более проходимый, многофункциональный, комфортабельный и грузоподъемный УАЗ-450. КМЗ-5 мог конкурировать только по цене, но СССР никогда не жалел денег на защиту отечества.
В результате четырехлетняя инициатива по созданию на Киевском мотоциклетном заводе компактного карманного автомобиля осталась без должного внимания. Организация серийного производства требовала огромных капиталовложений. Кроме того, основной продукцией завода были мотоциклы, потребность в них была велика, а загружать завод новым видом продукции нецелесообразно. За кадром осталось семейство грузовиков «Киев» производства КМЗ...
© Юрий Дорошенко
Источники:
1. Леонид Гоголев - Малыш и с Кагатной улицы
2. Фотоархив Леонида Гоголева
3. Григорий Мельничук - Мотоцикл превращается в..грузовик
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: История создания опытных минигрузовиков на Киевском мотоциклетном заводе.