Волжский автомобильный завод, как крупнейший производитель легковых автомобилей в истории страны, является пионером многих всемирно известных технологий для отечественного рынка. Еще до открытия предприятия инженеры из Тольятти определились с вектором развития, предполагающим инновации и развитие советских автомобильных технологий, чтобы их предприятие с самого открытия могло стоять в одном ряду с европейскими.
Это касалось как дизайна футуристических микроавтобусов с продвинутой компоновкой, так и технической части, в виде разработки первого собственного переднеприводного автомобиля еще в 1968 году, либо серийного производства роторных и дизельных двигателей для его классического семья. Наша страна принципиально отставала в этом плане от остального мира, поэтому разработка универсальной силовой установки, способной работать на дизеле, началась уже в конце 70-х годов. Первые попытки собрать его на базе блока цилиндров ВАЗ-2103 не увенчались успехом. Двигатель ВАЗ-341 рабочим объемом 1,45 л, устанавливаемый на «Ниву», совершенно не выдерживал нагрузок, имел много неисправностей и слишком малую мощность, поэтому проект решили отложить до лучших времен.
Но только в 1995 году завод получил интересное предложение от компании «БарнаулТрансМаш», с предложением доработать и наладить производство перспективных гусеничных двигателей. Энтузиасты из Барнаула хотели подумать о ВАЗ-341 и создать на его базе целую серию силовых установок.
Обратите внимание: Страницы истории Citroen DS: французская богиня.
В первую очередь увеличили рабочий объем на 0,07 литра, изменили схему ГРМ и смогли наладить стабильную работу топливной системы.Но это было только начало, ведь самым интересным был 1,8-литровый ВАЗ-343, рабочий объем которого был увеличен за счет новых поршней, достигающих 82 миллиметров в диаметре. Почти с холостого хода барнаульский дизель выдавал 65 лошадиных сил и 114 Нм крутящего момента, но их инженерам показалось мало. Новая модификация под индексом ВАЗ-3431 была оснащена турбокомпрессором, который увеличивает мощность двигателя до 75 лошадиных сил и впечатляющих для ВАЗа 147 Нм крутящего момента.
Ходовые испытания «четверки» с атмосферником 1.8 и «Нивы» с турбомотором показали невероятную экономичность и тяговитость новых моторов. В городских условиях расход топлива у универсала не превышал 7, а у внедорожника соответственно 9 литров на 100 километров. Несмотря на это, в Тольятти не верили в проект дизельных автомобилей, считая, что на них не будет спроса. И их можно понять, ведь в эти годы уже разрабатывались более перспективные модели, на которые и делали основной упор. Продажа уже собранных двигателей была оставлена дочерним компаниям, которые выпускали дизельные «Жигули» небольшими партиями, вплоть до начала 2000-х годов.
Больше интересных статей здесь: Обзор.