Почему этот прототип завода "Москвич" прозвали "Максимка"?

Наверное этот материал стоит назвать завершающим, ведь именно им стоит завершить тему посвященную появлению переднеприводных автомобилей в СССР. Хотя, наверное точку я поставлю лишь тогда, когда расскажу о самом последнем в Союзе автомобиле с таким типом привода, а именно о "Таврии" или ЗАЗ 1102.

Головной офис завода АЗЛК. Фото tarantas.news

Впервые в серьез о машинах не имеющих классической компоновки: мотор с передислокаций, ведущие колеса задние, задумались в нашей стране узе в самом начале 60-х годов. Причем первые ходовые прототипы были созданы не на конкретном заводе, а в НАМИ(Научно исследовательском автомобильном и автомоторном институте). Там работы по созданию первых ходовых моделей возглавил Борис Фиттерман. Впрочем об этом я рассказывал в недавней публикации.

Но самое интересное, что пока инженеры ломали голову над тем как приспособить передний привод к уже существующим машинам, это за них сделали обычные специалисты из Эстонии. Вот ссылка на эту статью.

Не мало копий было сломано при обсуждении темы кто же первым из больших заводов сделал рабочий макет машины с приводом на перднюбю ось. Тольятти или Ижевск. Вот главная тема спора. И на это у меня есть ответ.

Цех завода Москвич. Фотография сайтак autonews.ru

Есть даже рассказ про Волгу ГАЗ 24 с передним приводом. И о том, как и кто делал ВАЗ 2108. Однако, и я считаю это совершенно незаслуженно, я обошёл вниманием #АЗЛК или автозавод "#Москвич". Ведь наработки по созданию автомобилей нового поколения велись и там. И уже в середине 70-х годов был представлен не просто макет, а самая настоящая ходовая модель.

Москвич 2140. Фотография сайта colesa.ru

Впрочем, давайте по порядку. Дело в том, что все прекрасно понимали, Москвич 2140 даже будучи осовремененным является не более чем просто доработанных вариантом 412-й модели. Правда не го на Москврвском заводе создали прототип серии "3-5". Они имел классическую компоновку и конечно же все тот же старый мотор. Но вот панель приборов у него была выполнена из мягкого материала, а именно из вспененного полиуретана. Именно такую в последствии и получит "сороковой". Правда сами инженеры понимали, что мировые тенденции тяготеют к приводу на переднюю ось. Да и вообще с появлением завода в Тольятти необходимость в двух одинаковых машинах, я имею ввиду из одного сегмента отпала. А значит нужно было создать нечто среднее, машину которая заняла бы нишу между "шикарной" Волгой и "Жигулями".

Москвич прототип серии 3-5. Фото энциклопедия журнала За рулем.

Практически параллельно с прототипом "3-5" строился и другой автомобиль, получивший имя "С-1" или концепт один. Машина кстати до сих пор жива и ее можно увидеть в музе на Рогожском валу в Москве. Эта разработка имела кузов хэтчбек, но вот агрегатная база осталась прежней. Все та же классическая схема - мотор в передней части, ведущие колеса задние. Из-за слишком покатого "носа" капота пришлось даже делать специальную выштамповки, иначе старый мотор туда просто не поместился бы. Еще один вариант с именем "С-2" дальше макета не пошел. А вот третий прототип "С-3" стал ходовым образом. И тут глава ведомства, а именно Миавтопрома Виктор Поляков, решает, что новый автомобиль завода имени Ленинского комсомола должен стать именно переднеприводым.

Москвич С-1. Фотография motor.ru

Вот мы и подошли к новому прототипу, который начали разрабатывать в 1976 году. Уж очень товарищу Полякову понравился американо-французский автомобиль Simca. Большего того, он стал автомобилем 1976 года, по мнению авторитетного журналистского жюри. История циклична. Вот именно так же, но десятью годами ранее этого звания удостоился Fiat 124 ставший отечественным #ВАЗ2101 или "#копейка Для заимствования передового опыта было закуплено даже два автомобиля модели Chrysler-Simca 1307. Именно прототип созданный на базе этих машин и назовут потом "Максимка".

Simca 1307. Фотография сайта AutoVersity

Ведь основой для машины стал Simca 1307, а сделали его на заводе "Москвич".

Обратите внимание: LADA, ты ли это? Смелые прототипы и невероятные концепты. (Часть 3).

От сочетания двух имен и родилось имя. Нужно заметить, что на тот период компания принадлежала заокеанскому концерну #Chrysler. Поэтому правильней ее было называть Chrysler-Simca. Американские корни читаются во всем. И в задних фонарях и в довольно крупной головной оптике. Но дело совсем не вс этом. А в том, что да, кузов, правда только изначально, был взят от этого автомобиля. Но мотор у него расположен, как и у большинства переднеприводных машин поперечно(!) это очень важный момент.

Москвич-Максимка. Фотграфия сайта motor.ru

На АЗЛК же кроме старого уфимского силового агрегата ничего не было. Поэтому машине просто приделали иную "морду", иначе "уфимец", который расположили продольно, туда бы ну никак не влез. Вот и выходит, что франко-американской Simca двигатель расположен поперечно. Но и это еще не все. Так передняя подвеска у этого автомобиля на поперечных рычагах. Но если вспомнить "Москвич 2141" то передок у не имеет схему "качающаяся свеча" или Макферсон. Так откуда же эта схема? Дело все в том, что на завод привезли и ровесника #Simca немецкий автомобиль #Audi 100. Именно у него подвеска аналогичная. А что же позади? Если разбираться в схемах, то можно увидеть, что задняя подвеска "сорок первого" с разнесенными амортизаторами и пружинами.

Audi 100. Фотгграфия сайта Cars.Cars.Cars

Именно по такой схеме построена и подвеска Simca. У немца там стойки с пружинами и амортизаторами. Выхолит это все же симбиоз? Все так и не совсем. Тот же Макферсон использовался, да и продолжает использоваться массой производителей. Поэтому утверждать, что наши инженеры просто скопировали схему я бы не торопился. Что касается габаритов будущей модели "2141", то они ближе именно к французу, чем к немцу.

Москвич 2141. Фотография сайта SpeedMe.ru

Что касается внешности, то если сравнить Simca, Audi и "Москвич" то передняя часть, у нашей машины, на них точно не похожа. Про корму же стоит сказать особо. Она конечно больше французская, чем немецкая. Да и стилистика общая. Но это не полное заимствование. И, если говорить честно, инженеры советского завода сделали все, что могли, для того что бы выпустить машину не похожую на свои прототипы.

Завод Москвич. Фотография Drom.ru

Увы, судьба предприятия печальна. Новый моторный завод который должен был дать и новое "сердце" автомобилю так и не был построен. Положение пытались спасти используя мотор от ВАЗ 2106. Но это помогало не сильно. Не спасло положение даже появление под капотом двухлитрового мотора Renault. Но это уже было позднее, да и не так интересно. Да и это самостоятельная #история.

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Почему этот прототип завода "Москвич" прозвали "Максимка"?.