Сегодня мы возвращаемся к экспозиции «Музея ковровского мотоцикла и спорта», который открылся в начале этого года на родине мотоциклов ЗиД в Коврове Владимирской области.
«Восход-3» стал настоящей легендой города и села. Его производили с 1979 до 1983 года, успев изготовить более 1,2 миллиона штук.
В 1983 году ему на смену пришел «Восход-3М», ставший самой массовой моделью за всю историю Завода имени Дегтярева. О нём сегодня и поговорим.
Фото автора. Город Моторов«Восход-3М» представлял собой существенную модернизацию предыдущей модели, о чём свидетельствовала литера «М» в названии, обозначавшая «модернизированный».
На первый взгляд «Восход-3» и «Восход-3М» могут показаться очень похожими внешне, но если вы посмотрите внимательнее, то увидите, что изменений очень много.
Новое электрооборудование
Начнём с того, что модернизированный мотоцикл получил совершенно новое 12-вольтовое оборудование.
Генератор мощностью 65 Вт обеспечивал стабильный запуск мотоцикла даже в холодную погоду, а также хорошую работу всех электрических систем мотоцикла.
Фото автора. Город МоторовЕсли у «Восход-3» спидометр и контрольные лампы располагались по старинке в корпусе фары, то «Восход-3М» получил отдельную приборную панель.
До 1985 года её корпус делали из алюминия, а потом — из пластмассы. Именно такой вариант вы видите на фотографиях.
Панель приборов включала спидометр, замок зажигания и две контрольные лампы (дальнего света и указателей поворота).
Фото автора. Город МоторовНовый руль
Более удобным стал руль, который позволял снизить утомляемость во время движения на дальние дистанции.
Он получил ручки, изготовленные из чёрной резины, новые по форме рычаги управления сцеплением и передним тормозом (с утолщениями на концах), которые позволили снизить травмоопасность, а также новые блоки управления электрическими системами мотоцикла.
Передняя фара с оптикой типа «Европейский луч» обеспечила лучшую освещённость дороги в ночное время суток.
Фото автора.Обратите внимание: Премьера Volkswagen Golf R: самый быстрый в истории.
Город МоторовГофры на передней вилке
Одним из самых очевидных внешних отличий нового мотоцикла «Восход-3М» являются резиновые кожухи (гофры), защищающие переднюю вилку от попадания грязи и влаги.
Они пришли на замену стальным стаканам и впервые появились на «Восход-3 Турист».
Такое решение позволило не только обеспечить более эффективную защиту элементов вилки, но и снизить вес детали, а также сделать внешний вид более современным.
Обратите также внимание на кронштейны передней фары, на которых появились световозвращатели.
Фото автора. Город МоторовРегулируемый передний щиток
Передний щиток также получил другую форму. Его конструкция позволяла регулировать его по высоте (в двух положениях).
То есть щиток можно было поднять, если предстояло движение по плохим дорогам.
На фотографии ниже отлично видно крепление крыла к подвижному элементу передней вилки.
Сами щитки (передний и задние) изготавливались по новой технологии при помощи роликов, а не штампа.
Фото автора. Город МоторовПрочие изменения
Первые партии мотоциклов «Восход-3М» оснащались средним закрытием с прежней модели, объединённым с багажником.
Впоследствии использовалось короткое (без багажника) среднее закрытие, которое окрашивалось в цвет мотоцикла, либо покрывалось хромом.
На фотографии ниже вы также можете увидеть новые подножки пассажира и другой кронштейн задней фары.
Фото автора. Город МоторовДаже топливный бак изменился: он стал уже и выше, при этом сохранил свой объём и общую форму.
Основные изменения в двигателе мотоцикла «Восход-3М» коснулись верхней головки шатуна: вместо бронзовой втулки был использован игольчатый подшипник, что повысило долговечность кривошипно-шатунного механизма.
Кроме этого кикстартер получил откидную лапку.
Фото автора. Город МоторовВ качестве дополнительного оборудования на мотоцикл можно было установить ветровой щиток, защитные дуги по бокам, багажники сзади и прицепное устройство для мотоприцепов «Енот» и «Пони».
В 1983 году 2-3 тысячи машинокомплектов отправили в Сирию для отвёрточного производства.
Выпуск мотоцикла «Восход-3М» продолжался до 1993 года. Всего сделали более полутора миллиона (1 535 226) штук, что стало абсолютным рекордом мотопроизводства на заводе им. В.А.Дегтярёва за все годы.
Такая популярность объясняет тот факт, что из 7 из 10 мотоциклов «Восход», выставленных на продажу, будут именно «Восход-3М».
Впоследствии ему на смену пришла модель «Восход-3М-01», о которой мы поговорим позже.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Самый массовый мотоцикл ЗиДа — легендарный «Восход-3М» (сделано 1,5 млн штук!).