Lada — полвека истории

19 апреля в 1970 году на Волжском автомобильном заводе выпустили 6 автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». Первые 2 машины были покрашены в синий цвет, а оставшиеся 4 в вишневый, что символизировало собой цвета флага РСФСР. С тех пор Тольяттинский завод успешно выпустил больше 50 серийных моделей гражданских автомобилей.

Копейка — самая многочисленная модель в СССР и в России

Продажи ВАЗ-2101 стартовали в августе 1970 года. Копейка дала старт самому массовому семейству легковых авто в истории российского автопрома. В период с 1970 по 1988 год с конвейера сошли почти 5 млн автомобилей ВАЗ-2101 и его различные модификации. Кроме "копейки", серийно выпускались также следующие модели: ВАЗ-2106 "Шестерка" (около 4, 3 млн авто), ВАЗ-2107 "Семерка" (около 2, 8 млн авто), ВАЗ-2121 "Нива" (около 2, 5 млн авто).

Первый ВАЗ-2101

История создания "Копейки"

ВАЗ-2101 была создана на базе автомобиля FIAT-124, который в 1967 году получил в Европе премию "Car of the Year". Для того чтобы начать производство и продажи в СССР прототип "Копейки" проходил испытания на асфальте, бездорожье и специальных отрезках с брусчаткой. По итогу испытаний в конструкцию FIAT-124 было внесено более 800 изменений, большинство из которых были направлены на повышение надежности.

Испытания ВАЗ-2101

Подвеска подверглась следующим переделкам: изменение кинематики, усиление большинства деталей, включая подшипники и шаровые шарниры. Клиренс FIAT-124 был равен 130 миллиметров. В результате улучшения шасси прототипа передний клиренс увеличили до 175 миллиметров. В ходе доработок автомобиль стал на 90 килограмм тяжелее, но это компенсировалось повышением мощности двигателя. "Копейка" получила новый двигатель с верхним распределительным валом и увеличенным расстоянием между цилиндрами, что позволило в дальнейшем усовершенствовать двигатель и увеличить его объем. Наружный диаметр фрикционных накладок сцепления был увеличен до 200 мм. Коробка передач получила синхронизаторы, которые были разработаны для более быстрых спортивных автомобилей Fiat. Кузов стал прочнее, а вместо 2 домкратных отверстий инженеры сделали 4, чтобы подъем домкратом стал более надежным. Лампу сигнализирующую о перегреве двигателя на приборной панели заменили на уровень температуры охлаждающей жидкости.

Испытания ВАЗ-2101

Некоторые изменения носили внешний характер и хорошо заметны с первого взгляда.

Интересное: Страницы истории Citroen DS: французская богиня.

Вы можете лично увидеть различия в корпоративном музее АвтоВАЗ, у них выставлен FIAT-124, попавший в музей из частной коллекции.Там же находится первая проданная "Копейка", которая оказалась в музее после 20 лет эксплуатации.

Со временем стало понятно насколько правильными были решения инженеров, заложенные в ВАЗ-2101. Как отечественные потребители, так и зарубежный рынок оценили автомобиль как достаточно прочный, надежный и комфортный. Первая партия автомобилей для зарубежного рынка экспортировалась в Бельгию, Югославию, Финляндию и Голландию. В 1971 году за рубеж было отправлено более 57 000 автомобилей ВАЗ. Сейчас в России зарегистрировано более 200 тысяч "Копеек". Эти выдающиеся автомобили по-прежнему используются по прямому назначению - как средство передвижения, но все чаще подвергаются реставрации, чтобы стать предметом коллекционирования.

Свежая копеечка

Победы ВАЗа в автоспорте

В 1970 году руководством АвтоВАЗ было принято решение о создании спортивного подразделения. С первых же лет производства "Копейка" стала побеждать во всех видах автогонок, открыв новое дыхание для автоспорта в СССР. В 1971 году команда, управлявшая ВАЗ-2101, впервые приняла участие в ралли "Tour d"Europe", проходившем по 14 странам, и завоевала серебряный кубок, а через 2 года команде удалось завоевать золото и серебро одновременно. Параллельно с этим АвтоВАЗ завоевывал главные награды соревнований, проводимых на территории СССР. Пилоты на ВАЗ-2101 принимали участие в международных ралли, советских кольцевых гонках и автокроссе вплоть до середины 80-х годов.

Жигули на кольцевых гонках

LADA в современности

Появление ВАЗ-2101 сформировало основные принципы создания автомобилей, которые применяются и по сей день: надежность, современный и яркий дизайн, хорошее качество и оснащенность по доступной цене. "Копейка" была самым многочисленным и по-настоящему передовым автомобилем 70-х годов. LADA была и остается самой массовой автомобильной маркой в России. Сегодня доля рынка марки составляет более 20%, а количество гражданских автомобилей на 30% состоит из моделей LADA. Лидерами российского рынка являются модели LADA Granta и LADA Vesta.

LADA XRAY Cross

На сегодняшний день LADA представлена 5 моделями: Granta, Largus, NIVA, Vesta и XRAY. АвтоВАЗ предлагает своим клиентам самый широкий выбор модификаций автомобилей: более 20 серийных автомобилей - седаны, хэтчбеки, кроссоверы и универсалы, а также специальные версии фургонов, пикапов, броневиков, болотоходов, автомобилей скорой помощи и автомобили для спасательных служб. В данный момент АвтоВАЗ является частью Groupe Renault, одного из лидеров мировой автомобильной промышленности. Производственные технологии компании, системы контроля и оценки качества продукции соответствуют самым современным международным стандартам и их развитие непрерывно растет.

LADA Vesta SW

Спасибо за внимание, ставьте лайки и подписывайтесь на канал, впереди Вас ждет еще много интересного!

Интересное еще здесь: Обзор.

Lada — полвека истории.