Первый советский тяжёлый мотоцикл, о котором многие не знают — пмз-а-750

Он похож на американский довоенный Indian, правда? И это приятное сходство, ведь перед нами советский мотоцикл, о существовании которого многие даже не догадываются. Он из тех времен, когда мотоциклы были большими, тяжёлыми и очень красивыми.

Сегодня речь пойдёт про первый советский тяжёлый мотоцикл, который называется ПМЗ-А-750.

Этот идеально восстановленный экземпляр мне удалось подробно отснять на Олдтаймер Галерее 2021, которая проходила в этом году в Питере.

Фото автора. Город Моторов

История создания этого мотоцикла плотно связана с Петром Владимировичем Можаровым — создателем первых мотоциклов ИЖ.

В конце 1931 года постановлением Высшего совета народного хозяйства было принято решение о производстве мотоциклов для Красной Армии.

Задание на разработку получило новообразованное КБ Мотоциклостроения при НАТИ, возглавляемое Можаровым.

Оно должно было в кратчайшие сроки разработать средние и тяжелые мотоциклы. Первым проектом стал ПМЗ-А-750.

Фото автора. Город Моторов

Первым названием модели было НАТИ-А-750. Буква «А» в названии обозначала, что мотоцикл может комплектоваться коляской для езды по асфальтовым и хорошим грунтовым дорогами, а цифры «750» говорили о рабочем объеме двигатели 750 кубических сантиметров.

Мотоцикл стал неким смешением традиций: в ходовую часть, сделанную по образу БМВ, был вмонтирован силовой агрегат американского типа.

С немецким мотоциклом ПМЗ-А-750 роднила в первую очередь штампованная рама, внутрь которой был вложен 21-литровый бензобак.

Фото автора. Город Моторов

Очень экстравагантно смотрелась новаторская для того времени рессорная передняя вилка, имевшая мощные штампованные перья.

Я хочу, чтобы вы нажали на фотографию ниже и рассмотрели эту невероятную по своей сложности конструкцию во всех деталях.

Нужно быть настоящим гением, чтобы придумать, нарисовать, просчитать и довести до серийного производства столь сложный механизм. С современными гидравлическими вилками по внешнему виду не сравнить, конечно.

Фото автора. Город Моторов

Нижнеклапанный V-образный двухцилиндровый двигатель рабочим объемом 750 кубических сантиметров располагался в раме продольно и выдавал 14 л.с. при 3700 об/мин.

За мотором располагалась трехступенчатая механическая коробка передач, от которой крутящий момент при помощи цепи передавался на заднее колесо. Передачи, кстати, переключались при помощи ручного рычага с левой стороны мотоцикла.

В конструкции предусматривалось сухое многодисковое сцепление, циркуляционная система смазки двигателя и батарейная система зажигания с высоковольтной катушкой и прерывателем-распределителем автомобильного типа.

Фото автора.

Обратите внимание: Топ 7 подержанных автомобилей до 100 тысяч рублей. Первый автомобиль..

Город Моторов

Первую партию из 4х мотоциклов (тогда он назывался еще НАТИ-А-750) собрали к 1 мая 1933 года в Ижевске на Опытном Мотоциклетном Заводе имени Автодора.

Они отправились в пробег от Ижевска до Москвы, а потом прошли испытания на армейском полигоне. Результаты оказались неплохими, и мотоцикл рекомендовали к серийному выпуску.

Всю документацию передали на Подольский механический завод (ПМЗ), где уже в марте 1934 года собрали первую партию из 10 мотоциклов, получивших окончательное название ПМЗ-А-750.

Фото автора. Город Моторов

Мотоцикл ПМЗ-А-750 получился действительно передовым для того времени.

К слову, он был единственным довоенным советским мотоциклом, имевшим замок зажигания и приборный щиток. У него также был аккумулятор (размещённый в отдельном боксе) и генератор постоянного тока.

К сожалению, именно сложная система зажигания оказалась слабым местом мотоцикла.

Из-за этого мотоциклисты в шутку расшифровывали ПМЗ как «Попробуй меня заведи».

Фото автора. Город Моторов

Но это были не все проблемы. На скорости 40-50 км/ч могли возникнуть сильные вибрации, которые выбивали руль из рук мотоциклиста.

А еще двигатель был плохо сбалансирован и сам по себе сильно вибрировал. К тому же передачи плохо переключались.

Но в СССР потребность хотя бы какой-нибудь технике была настолько сильной, что ПМЗ-А-750 довольно хорошо продавался в частные руки. Его также использовали в армии и частях НКВД.

Фото автора. Город Моторов

В 1939 году мотоцикл сняли с вооружения. Всего успели собрать лишь 4520 штук.

После этого производство мотоциклов на ПМЗ больше никогда не возобновлялось. После войны в СССР начали выпускать М-72, который был практически полной копией немецкого мотоцикла BMW R 71.

До наших дней дошли единичные экземпляры. А прекрасно восстановленных, как этот, вообще днём с огнём не сыщешь!

Один очень хороший экземпляр, кстати, находится в коллекции Вячеслава Шеянова.

Фото автора. Город Моторов

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Первый советский тяжёлый мотоцикл, о котором многие не знают — пмз-а-750.