А в Архангельске в это время вовсю цвела сирень. Уезжая из Москвы, было, конечно, представление, что на севере-то всё по - другому в плане климата, но в живую я этого никогда не видел, кроме советского ещё Чёрного моря. Хотя супруга много где побывала, даже в Исландии, может ей и не привыкать. А я чётко перенёсся из московского конца июня в май. Погода +12 и ветер. И дождик.
Город красив! Ещё на подступах к мосту через Сев. Двину ясно виден золочёный купол храма у порта, к сожалению, я не запомнил названия его. Тогда вовсю шло строительство, но даже в лесах храм очень впечатлял. Конечно же – разводной, точнее подъёмный, мост, очень круто – самый северный разводной в Европе и всё такое.
2015 годРека, панорама города. И вот мы въезжаем, и… Горд преобразился. Вблизи картина совсем не патриотично-восторженная. Новостройки соседствуют с бараками. Дороги часто разбиты, тротуары местами оканчиваются просто обочиной. Ощущение переноса во времени усилилось. Только теперь не на 1,5 месяца, а на 20 лет назад – не меньше. На этой фотке вполне жилой дом, я проверял - вечером свет в окнах горел. Как они там живут с такими кривыми полами и стенами?
2015, Архангельск, интересно, он все еще стоит?Так в конце 90-х в Подмосковье было, где нибудь в Малаховке или Подрезково. Но нам пофиг, если честно - у нас другая цель- нас ждёт Крузенштерн! Заселились в гостиницу и рвём когти в порт. Ажиотаж уже на подступах – народууууу…
2015 Крузенштерн в АрхангельскеМы заехали прямо на причал, ну, не прям к судну, а так, чтоб поближе, но охрана не прогнала. Причал, занимаемый Крузенштерном, был огорожен, дежурила полиция, а очередь на судно растягивалась метров на 200.
Звонок другу – боцману фока - и мы против течения и вне очереди попадаем на палубу, а дальше – старые знакомые и посиделки в каютах, курилка на баке, перекус в салоне трейниза, хозяйка буфета нас узнала – мы встречались в Чёрном море, экскурсия в машину и парусную мастерскую, снова посиделки.
Крузенштерн, парусная мастерскаяПока гости судна осматривали экспозицию на палубе, мы выясняли, что у них тут интересного внизу, в закромах. Супруга выпросила у команды штормовку и так и ходит теперь в ней,не снимая)))
Взглянули на отломанный бушприт, пострадавший в Рейкявике после столкновения с Исландским сторожевиком. Вот он, на фотке, спрятался за шкотами.
Пока гости судна осматривали экспозицию на палубе, мы выясняли, что у них тут интересного внизу, в закромах. Супруга выпросила у команды штормовку и так и ходит теперь в ней,не снимая)))
Взглянули на отломанный бушприт, пострадавший в Рейкявике после столкновения с Исландским сторожевиком. Вот он, на фотке, спрятался за шкотами.
Тут тоже провал во времени- на этот раз я себя ощущаю в атмосфере начала 90-х, музыка, выпивка, антураж – всё оттуда. Бармен с восторгом выслушивает рецепт «солёной собаки», чуть ли не записывает, наливает, в итоге море позитива подобрали.
Утро туманное, утро хмельное… Нет, не перебрали, просто навеяло погодой за окном. До «послеобеда» время решили посвятить поездке в Северодвинск – благо недалеко. Мне ну очень позарез нужно было взглянуть на «Звёздочку», и, если повезёт – на подлодки. Вылетаем.
Дороги 40 км. Шоссе идеальное. +12 стабильно. Северодвинск- суровый город. Чистый, красивый, но суровый. Может погода так сыграла, но ощущение «ебеней» было отчётливое, прям кожей чувствуется – далеко забрались, в Архангельске не было такого ощущения. Лодки мы не посмотрели- не стали мучить расспросами местных, а сами не нашли подъезда к пирсам, а может и нет их, подъездов вовсе – оборонка всё-таки. Правда один прохожий посоветовал съездить на остров Ягры – там с берега иногда можно разглядеть проходящие подводные корабли. Решаем это исполнить на обратном пути, а пока нас завлёк Онежский тракт, по которому, если верить картам в телефоне, можно через 150 км выехать на Онежскую губу. Но, прострелив город Северодвинск насквозь, мы дико разочаровываемся – дорога представляет собой Большую Стиральную Доску. Тормознули возле автолавки, водитель рассказал, что километров через пять станет нормальной- там нет асфальта – грейдер, но это не переменило нашего упаднического настроения и решено было возвращаться.Звёздочка огромна. Это прям моё лично основное впечатление. Весь берег занимает, километров пять наверное, не меньше. Сворачиваем На Ягры. Недалеко оказалось. В конце асфальта мемориал, там и оставляем мотоцикл, дальше метров 100 и мы на пляже. И тут немного выглянуло солнышко. Я даже посидел на песочке.
На море всё-таки приехали, хоть и на Белое! Ну, кто-то скажет, что не совсем море- Двинская губа, но я проверял – вода солёная! Значит – море!
Вернувшись в Архангельск быстро переодеваемся в цивильное – и на причал. Крузенштерн-пати-парт-ту. Забрав с борта боцманов отправляемся в кабак. Не принципиально какой- подошёл Честер-какой-то-там-паб неподалёку.
Занимаем кабинет и выясняется, что в соседнем также отмечают сход на землю компания курсантов с судна. Старшие, то есть наши, проводят краткий инструктаж молодой надежды Российского флота: «Смотрите мне, чтоб без залётов!» В ответ: «Мы только берёзовый сок, да и тот водой разбавлен!» А дальше то самое Чудо человеческого общения, о котором так много писали, а я не стану.
Утро красит нежным светом.. Погода наладилась. Собравшись, выселяемся из гостиницы и стартуем на набережную. Крузенштерн ночью перевели от причала на рейд и он красуется на водной глади.
2015 Крузенштерн в АрхангельскеНам пора возвращаться, а ребятам на судне предстоит переход в Европу. Очень здорово, что мы смогли встретиться в России – Крузенштерн очень редко бывает дома, только в Балтийске на зиму, да и то не каждый год. Супруга пользует телефон, на борту отвечают, я фотографирую. Настроение немного грустное. В обратный путь.
Покидаем Архангельск, так же - на М8, в зеркалах мелькает куполами храм у порта, мост через Северную Двину желает нам ровной дороги и мы становимся на обратный курс. Впереди 1200...
Интересное еще здесь: Обзор.