Сегодня покажу вам довольно интересную модель предвоенного советского мотоцикла ИЖ-9 1939 года выпуска. По сути это третья массовая модель ижевского завода. Первым стал Иж-7, затем появился ИЖ-8 и в 1939 году на свет был рожден ИЖ-9. Что интересно у всех трех была одна и та же коробка передач. Это 3-ступенчатая механика, которая перекочевала с модели Л-300.
К концу 30-ых годов у ижевских инженеров появился огромный опыт, а главное желание, делать всё более мощные мотоциклы. По сути все силы были брошены именно на модернизацию силового агрегата. Мощность базового 300 кубового мотора ИЖ-7 составляла всего 6 лошадиных сил. У ИЖ-8 уже 8 лошадей. На ИЖ-9 удалось увеличить мощность до 9 лошадиных сил. Сегодня эти цифры кажутся несерьезными, но тогда это было вполне серьезно.
Пожалуй главной особенностью данного мотоцикла можно считать двойной выхлоп. На предыдущих моделях, выхлопная труба была одна, причем крепилась она не напрямую к цилиндру, а через выпускной коллектор с ребрами охлаждения. Распределив выхлоп по двум трубам, удалось снизить тепловую нагрузку и отказаться от выпускного коллектора. Естественно для такой конструкции пришлось серьезно переделывать форму всего цилиндра. Два выпускных окна уменьшили риск перегрева двигателя и в корне поменяли схему продувки цилиндра.
Что касается трансмиссии, то 3 ступенчатая коробка оказалась довольно удачной для своего времени и не доставляла проблем. Одноходовая коробка, имеющая три передачи вперед и одну нейтральную, позволяющую мотоциклу стоять с работающим двигателем при неотжатой муфте сцепления.
Обратите внимание: Осмотрел днище 20-летнего отцовского ВАЗ 2107. Показываю в каком оно состоянии.
Все механизмы интегрированы в единый алюминиевый корпус. Сцепление сухое трехдисковое, привод муфты сцепления тросовый.Проблемой всех первых ижевских серийных мотоциклов была электрика. С каждой новой моделью фара головного света была все больше и светила ярче. На ИЖ-9 начали использовать электрооборудование с батареей, то есть с аккумулятором. Появилось 36-ваттное динамо, которое в сочетании с батарей мощностью 20 ампер/час обеспечивало необходимой энергией зажигание, головное освещение, сигнал и задний фонарь с подсветкой номера.
Небольшой амперметр появился в корпусе, где крепилась фара. Правда там планировали еще и спидометр установить, но такой роскоши в те годы удостаивались не все мотоциклы.
Изначально на ИЖ-9 планировали ставить более мощный 350 кубовый мотор. Чтобы окончательно распрощаться с 300 кубовым одноцилиндровым движком стоявшим на ИЖ-7 и ИЖ-8. В конструкторском бюро завода даже появились экспериментальные версии такого движка. Более мощный 350 кубовый мотор должен был появится, но на следующей версии мотоцикла ИЖ-12. Именно на этой модели и прекратится довоенный период расцвета советского моторостроения. Дальнейшие планы развития изменит Великая Отечественная война.
Война перечеркнула все планы по развитию отечественного моторостроения, заморозив новаторские идеи и остановила развитие промышленности. Перед самой Великой Отечественной к серийному производству на ижевском заводе готовили невероятно продвинутый силовой агрегат объемом 350 кубических сантиметров. Это 4-ех тактный, верхнеклапанный мотор мощностью до 14 л.с. В качестве шасси под новый двигатель был адаптирован тот самый ИЖ-9.
Старт массового производства нового мотоцикла был запланирован на июль 1941 года. Но уже в июне проект был заморожен. Мощности ижевского завода были оперативно переведены на военные рельсы для выпуска соответствующей продукции.
Естественно для своих подписчиков снял небольшой видео обзор.
Сейчас этот раритет отечественного мотопрома стоит в Музее техники Вадима Задорожного на втором этаже основного здания.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Нашел редкий мотоцикл иж-9 в идеальном состоянии, показываю всё подробно.