Мотоцикл, который мог раз и навсегда изменить историю ижевского мотозавода, ознаменовав переход от двухтактных моторов, к 4-ех тактным. Появился в очень неудачное время. 4-ех тактный, верхнеклапанный, 350-ти кубовый мотоцикл ИЖ-12 мог стать самым массовым советским мотоциклом в 40-ых годах прошлого века.
Сегодня сохранилось всего несколько экземпляров этой техники из первой предсерийной партии, выпущенных в 1940 году в количестве 49 штук. Масштабное производство мотоцикла должно было стартовать в июле 1941 года, но 22 июня началась война и проект был закрыт, а все мощности завода передали под нужды войны.
Внедрить передовой 4-ех тактный мотор объемом 350 кубических сантиметров в массы, советские инженеры задумали еще в конце 30-ых годов. Уже тогда было понятно, что двухтактные моторы рано или поздно прекратят использовать на мототехнике, заменив их на молее мощные и эффективные 4-ех тактники.
Работа над таким движком началась в Ленинграде. На заводе "Красный Октябрь". Первый экспериментальный мотоцикл с таким мотором под названием Л-8 появился в 1938 году, а в 1939 модель уже проходила обкатку. Верхнеклапанный мотор без проблем развивал 13.5 лошадиных сил. При этом высокооборотистый движок был спроектирован так, что его можно было форсировать и в дальнейшем повышая степень сжатия.
Первые испытания показали, что мотоцикл Л-8 с данным движком мощнее и быстрее всех иностранных конкурентов с двухтактными моторами. Мотогонки с участием мотоцикла, так впечатлили руководство страны, что было решено производить копию Л-8 сразу на трех заводах. В Ленинграде, в Серпухове и Ижевске.
К началу 40-ых годов именно Л-8 и его собратья должны были стать основным мотоциклом страны. На базе Л-8 в СССР была создана спортивная версия мотоцикла с максимальной форсировкой. "Заряженный" С-1, именно так назвали советский спортбайк развивал уже не 13.5, а 24-26 лошадиных сил, что без проблем позволяло разгонять мотоцикл до 140 км/ч.
Вся техническая документация на Л-8 была отправлена в Серпухов, где затем собирали копию Л-8. Также документацию отправили и в Ижевск, но там решили делать собственный мотоцикл, правда с тем же продвинутым мотором. Ижевские конструкторы решили проявить собственную инициативу. Ведь совсем недавно, в 1939 году началось масштабное производство ИЖ-9 с 300-кубовым двухтактным мотором. Было решено просто внедрить в мотоцикл новый перспективный 4-ех тактный 350 кубовый мотор, а вот все остальное оставить от ИЖ-9. Такой вот гибрид и получил название ИЖ-12.
Снял для своих подписчиков небольшой видео обзор мотоцикла.
Правда такая инициатива очень не понравилась советским чиновникам, которые привыкли, что их решения исполняются неукоснительно. Тогда главный инженер ижевского мотозавода пригласил чиновников на местные соревнования мотоциклистов, где лично принял в них участие на ИЖ-12. В итоге инженер обошел всех своих соперников (профессиональных мотогонщиков) на круг, доказав правильность своего конструктивного решения.
ИЖ-9 имел ряд приемуществ над ленинградскими мотоциклами, например более мощные тормоза с увеличенными барабанами, поэтому использование ходовой и рамы ИЖ-9 под новый мощный мотор было оправдано с технической точки зрения, да и не пришлось бы осваивать в производстве ряд новых деталей. К сожалению, война перечеркнула все эти планы и наш мотопром пошел по совершенно другому пути. Сделав ставку на устаревшие немецкие технологии.
Что касается устройства мотора, то об этом можно поговорить подробнее.
Обратите внимание: Что лучше 8 или 16 клапанный двигатель ВАЗ?.
Чугунный цилиндр мотора располагается вертикально, сверху алюминиевая головка цилиндра, в которой находится привод газораспределительного механизма. Верхнеклапанная конструкция с толкателями, объемный масляный картер сопряженный с 3-ех ступенчатой коробкой передач. Коробка кстати получила ножное переключение скоростей. До этого все мотоциклы ИЖ имели ручное переключение передач.За цилиндром, под карбюратором, стоит магнето, такую конструкцию применили тоже впервые. Имеется отдельный масляный бак. Как вы понимаете теперь топливо с маслом смешивать не требовалось. Масло находилось в картере мотора и смазывало все механизмы силового агрегата. Для аккумулятора была предусмотрена площадка под седлом водителя. Что касается органов управления, то все они находились на руле. Правой рукой мотоциклист вращал ручку управления дроссельной заслонкой карбюратора, а левой - ручку опережения зажигания. Спидометра по прежнему не было, а вот амперметр был установлен на фонаре фары головного света.
Верхнеклапанная конструкция мотодвигателя для конца 30-ых годов, начала 40-ых годов была очень передовой. В двигателе применены клапаны, расположенные над поршнем в верхней части головки цилиндра. Между толкателем и клапаном имеются добавочные промежуточные детали. От толкателя идет штанга, упирающаяся своим верхним концом в шаровой наконечник коромысла. Коромысло качается на оси укрепленной в специальном приливе крышки головки цилиндра, и противоположным шаровому болту концом опирается на стержень клапана. Поэтому при подходе кулачка толкатель поднимает штангу, штанга, упираясь в шаровой болт, поворачивает коромысло, которое опускает клапан и открывает проходное сечение, сообщающее камеру сгорания с соответствующим патрубком.
Штанги толкателей выполнены из тонкостенных стальных трубок, заканчивающихся с двух сторон сферическими наконечниками, позволяющими работать всей системе без заедания от перекосов. В двигателе ИЖ-12 весь этот механизм совершенно закрыт и тем самым предохранен от пыли и вытекания смазки. В конструкции был предусмотрен декомпрессор, с дистанционным приводом от тросика. Приспособление рычажного типа приоткрывает выпускной клапан, что снижает усилие при запуске мотора.
Сегодня, один из последних, ИЖ-12 можно рассмотреть в Музее техники Вадима Задорожного, что в ближайшем Подмосковье. В основном здании на втором этаже.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Четырехтактный верхнеклапанный мотоцикл иж с печальной судьбой (много фото).