На Олдаймер-Галерее в этом году, которая впервые прошла в Санкт-Петербурге, было показано очень много интересных единиц старой техники

В галерее «Олдимер» в этом году, которая впервые прошла в Санкт-Петербурге, было выставлено много интересных образцов старинной техники.

В прошлой статье я рассказал вам о фургоне на шасси автомобиля Москвич-400-420К. Рядом с ним стоял мотоцикл с гордой надписью «Красный Октябрь» на бензобаке.

Он называется Л-300 и считается первым серийным советским мотоциклом.

Фото автора. Автомобильный город

В середине 1920-х мотоциклетной промышленности в СССР фактически не существовало.

В то время правительство ВСНХ избрало пути организации производства мотоциклов и сделало ставку на создание мотоциклов собственной конструкции, а также строительство специальных заводов для их производства.

Но вскоре стало ясно, что процесс разработки мотоцикла с нуля, как и организация производства, — процесс весьма трудоемкий, а главное, дорогостоящий.

Фото автора. Автомобильный город

Потом пошли более простым путем: взяли за основу модель иностранного производства и адаптировали ее к советским реалиям.

В качестве прототипа использовался немецкий мотоцикл DKW Luxus 300, но группа конструкторов ленинградского КБ во главе с Петром Можаровым (он разработал первые пять мотоциклов «Иж») хорошо поработали, чтобы немец в итоге стал первым советским массовым мотоцикл.

Первые 25 экземпляров были выпущены на заводе «Промет», входящем в состав треста «ТРЕМАСС», в сентябре 1930 года. Эти мотоциклы известны как «ТРЕМАСС-300.

Фото автора. Автомобильный город

Большинство комплектующих для мотоциклов выпускал завод «Красный Октябрь», а с 1933 года там было организовано полномасштабное производство.

Так мотоцикл получил свое окончательное название L-300. «Л» обозначал Ленинград, а 300 — двигатель объемом 300 кубических сантиметров.

При этом мотоцикл получил фирменную надпись «Красный Октябрь» на бензобаке, выполненную в сине-голубых тонах.

Фото автора. Автомобильный город

Мотоциклы Тремасс-300 и Л-300 участвовали во Всесоюзном испытательном пробеге, преодолев 4631 км между Ленинградом и Москвой через Нижний Новгород и Харьков.

L-300 использовался в автоспорте и даже каскадерами. И именно на этом мотоцикле в 1933 году был установлен первый рекорд скорости СССР для мотоциклов, который составил 80 км/ч.

«Октябрьские», как их потом ласково прозвали, использовались и в Красной Армии — как мотоциклы разведки и связи.

Фото автора.

Обратите внимание: Дебютант McLaren 765LT: легкий и очень быстрый.

Автомобильный город

Дизайн мотоцикла был классическим для тех лет. В L-300 использовалась штампованная рама с болтовым креплением, пружинная передняя подвеска и неподрессоренная задняя.

Одноцилиндровый двухтактный двигатель имел рабочий объем 293 кубических сантиметра и развивал 6 л.с при 3000 об/мин (6,5 л.с для более поздних модификаций).

Обратите внимание на удобные широкие подножки и ручное переключение трехступенчатой ​​коробки передач небольшим рычажком.

Фото автора. Автомобильный город

Крутящий момент от двигателя передавался на заднее колесо через цепную передачу.

Мотоцикл массой 125 кг мог разгоняться до 80 км/ч и потреблял в среднем 4,5 литра на 100 км пути.

Электрооборудование Л-300 было самым проблемным местом. В маховике магдино одна катушка служила зажиганию, а две другие были связаны с небольшой фарой.

У мотоцикла не было ни заднего фонаря, ни сигнала.

Фото автора. Автомобильный город

Проблема с фарой заключалась в том, что на высоких оборотах двигателя часто перегорала лампочка.

На первой передаче светил хорошо, но при переключении на 2-ю и 3-ю яркость заметно падала.

Это было, конечно, очень непрактично при езде ночью, так как мотоциклист все равно хотел лучше видеть дорогу на высоких скоростях.

Фото автора. Автомобильный город

Мотоциклы собирали не на конвейере, а на стационарных постах. То есть почти как корабль на свободе.

Все началось с рамы, на которую навешивались все остальные детали, которые постепенно доводились до места сборки.

Добавьте к этому проблемы с качеством комплектующих и задержки в производстве, и вы поймете, почему Л-300 собрали за месяц столько, сколько современные мотоциклетные заводы производят за день.

Фото автора. Автомобильный город

Производство Л-300 продолжалось до 1939-1940 гг. Всего за это время успели выпустить 1669 экземпляров.

Копия, привезенная в Галерею Олдтаймер, была сделана в 1938 году.

До наших дней дожило не так много мотоциклов этой модели, а те, что находятся в идеальном состоянии, можно пересчитать по пальцам.

Один из таких можно увидеть, например, в коллекции Вячеслава Шеянова.

Фото автора. Автомобильный город

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: На Олдаймер-Галерее в этом году, которая впервые прошла в Санкт-Петербурге, было показано очень много интересных единиц старой техники.