В галерее «Олдимер» в этом году, которая впервые прошла в Санкт-Петербурге, было выставлено много интересных образцов старинной техники.
В прошлой статье я рассказал вам о фургоне на шасси автомобиля Москвич-400-420К. Рядом с ним стоял мотоцикл с гордой надписью «Красный Октябрь» на бензобаке.
Он называется Л-300 и считается первым серийным советским мотоциклом.
В середине 1920-х мотоциклетной промышленности в СССР фактически не существовало.
В то время правительство ВСНХ избрало пути организации производства мотоциклов и сделало ставку на создание мотоциклов собственной конструкции, а также строительство специальных заводов для их производства.
Но вскоре стало ясно, что процесс разработки мотоцикла с нуля, как и организация производства, — процесс весьма трудоемкий, а главное, дорогостоящий.
Потом пошли более простым путем: взяли за основу модель иностранного производства и адаптировали ее к советским реалиям.
В качестве прототипа использовался немецкий мотоцикл DKW Luxus 300, но группа конструкторов ленинградского КБ во главе с Петром Можаровым (он разработал первые пять мотоциклов «Иж») хорошо поработали, чтобы немец в итоге стал первым советским массовым мотоцикл.
Первые 25 экземпляров были выпущены на заводе «Промет», входящем в состав треста «ТРЕМАСС», в сентябре 1930 года. Эти мотоциклы известны как «ТРЕМАСС-300.
Большинство комплектующих для мотоциклов выпускал завод «Красный Октябрь», а с 1933 года там было организовано полномасштабное производство.
Так мотоцикл получил свое окончательное название L-300. «Л» обозначал Ленинград, а 300 — двигатель объемом 300 кубических сантиметров.
При этом мотоцикл получил фирменную надпись «Красный Октябрь» на бензобаке, выполненную в сине-голубых тонах.
Мотоциклы Тремасс-300 и Л-300 участвовали во Всесоюзном испытательном пробеге, преодолев 4631 км между Ленинградом и Москвой через Нижний Новгород и Харьков.
L-300 использовался в автоспорте и даже каскадерами. И именно на этом мотоцикле в 1933 году был установлен первый рекорд скорости СССР для мотоциклов, который составил 80 км/ч.
«Октябрьские», как их потом ласково прозвали, использовались и в Красной Армии — как мотоциклы разведки и связи.
Дизайн мотоцикла был классическим для тех лет. В L-300 использовалась штампованная рама с болтовым креплением, пружинная передняя подвеска и неподрессоренная задняя.
Одноцилиндровый двухтактный двигатель имел рабочий объем 293 кубических сантиметра и развивал 6 л.с при 3000 об/мин (6,5 л.с для более поздних модификаций).
Обратите внимание на удобные широкие подножки и ручное переключение трехступенчатой коробки передач небольшим рычажком.
Крутящий момент от двигателя передавался на заднее колесо через цепную передачу.
Мотоцикл массой 125 кг мог разгоняться до 80 км/ч и потреблял в среднем 4,5 литра на 100 км пути.
Электрооборудование Л-300 было самым проблемным местом. В маховике магдино одна катушка служила зажиганию, а две другие были связаны с небольшой фарой.
У мотоцикла не было ни заднего фонаря, ни сигнала.
Проблема с фарой заключалась в том, что на высоких оборотах двигателя часто перегорала лампочка.
На первой передаче светил хорошо, но при переключении на 2-ю и 3-ю яркость заметно падала.
Это было, конечно, очень непрактично при езде ночью, так как мотоциклист все равно хотел лучше видеть дорогу на высоких скоростях.
Мотоциклы собирали не на конвейере, а на стационарных постах. То есть почти как корабль на свободе.
Все началось с рамы, на которую навешивались все остальные детали, которые постепенно доводились до места сборки.
Добавьте к этому проблемы с качеством комплектующих и задержки в производстве, и вы поймете, почему Л-300 собрали за месяц столько, сколько современные мотоциклетные заводы производят за день.
Производство Л-300 продолжалось до 1939-1940 гг. Всего за это время успели выпустить 1669 экземпляров.
Копия, привезенная в Галерею Олдтаймер, была сделана в 1938 году.
До наших дней дожило не так много мотоциклов этой модели, а те, что находятся в идеальном состоянии, можно пересчитать по пальцам.
Один из таких можно увидеть, например, в коллекции Вячеслава Шеянова.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: На Олдаймер-Галерее в этом году, которая впервые прошла в Санкт-Петербурге, было показано очень много интересных единиц старой техники.