История мотоцикла иж «Планета Спорт»

Когда я была маленькой - для меня он был несбыточной мечтой. Но и сейчас я не могу до него добраться с рынка ярких КТМов и блестящих Харлеев - значит это судьба.
Тогда явспомню то, чего со мной не бывало:

1974- год.

Ижевский мотоциклетный завод выпустил уникальную на тот момент модель мотоцикла, и этот мотоцикл явно отличался от своих более старших собратьев прежде всего современностью дизайна – это был ИЖ-ПС.

Все другие советские мотоциклы тоже выглядели прекрасно, но этот был просто загляденье! Впрочем, не только дизайном прославился первый советский спортивный мотоцикл нового поколения, он легко мог сравниться по основным характеристикам с популярными на тот момент японскими мотоциклами, которые наши люди могли увидеть только в журналах того времени.

Оригинальный оранжевый цвет, ставший визитной карточкой «ИЖ Планета Спорт», придал новой машине отличие в массе других мотоциклов, заполонивших тогда улицы наших городов, и, наверное, не было ни одного молодого человека, который не мечтал бы прокатиться на таком красавце.

Довольно долго шла разработка этого мотоцикла, и вот наконец-то он пошёл в продажу.

С самого начала производитель мотоцикла установил цену в 1050 рублей, которую в дальнейшем по некоторым практическим соображениям округлили до 1000 р., что в два раза превышало стоимость обычного мотоцикла. На тот момент это были очень большие деньги, если учитывать среднюю заработную плату того времени в 150 рублей. Не каждый мог позволить себе такую роскошь, и поэтому производитель выпустил всего 215210 экземпляров ИЖ-ПС разных вариантов, хотя мог бы выпускать их миллионами.

Новые «ижаки», продавались не так быстро, как хотелось бы, и в 1984-м, ровно через 10 лет, завод закрыл производство модели «Планета Спорт».

Однако эта модель осталась в истории отечественного мотоциклетного производства как хоть и не очень удачный в итоге, зато очень показательный пример советской конструкторской мысли. ИЖ-ПС прославился с одной стороны новацией конструктивных идей, а с другой – очень плотным внедрением западных технологий с применением импортных узлов и деталей.

История производства

По техническим характеристикам ИЖ-ПС во многих моментах превосходил другие советские мотоциклы. Например, по сравнению с «Явой», которая имела мощность двигателя всего 141 л. с., ИЖ-ПС имел 237 л. с. Это было достаточно круто по тем временам, но достигнуто было это нестандартными, так сказать, методами. Производители постоянно старались улучшать технические характеристики мотоцикла, однако советская промышленность не позволяла выпускать компоненты достаточно хорошего качества, а привоз из-за рубежа был проблематичным. Однако владельцы моделей выпуска 1974-1976 годов все же могли похвастаться некоторыми составляющими, которые не были советского производства, то есть имели чисто импортное происхождение.

Например, электрика в моделях 1974-1976 гг. была исключительно японская, фары дальнего света принадлежали венгерскому производителю «Pannonia» или немецкому «Hella». Из Великобритании привозились фары фирмы «Lucas». Итальянский бренд «Magneti-Marelli» поставлял свечи зажигания, аккумуляторы также были «забугорного» производства, причем их поставкой занималось более дюжины фирм.

Однако, несмотря на то, что «Планета Спорт» считался спортивным мотоциклом, по факту это был мотоцикл дорожный, хотя и обладал выдающимися, отнюдь не «бытовыми» характеристиками. За 11 секунд он мог разогнаться до 100 км/час, максимальная скорость по техпаспорту составляла 140 км/час, что было больше того, чем могли похвастаться чисто отечественные модели, например, та же «Ява», которая также была «молодежным» мотоциклом.

С каждым годом, и даже месяцем, модель изменялась, новые варианты отличались от предыдущих, подчас довольно сильно, производители постоянно вносили изменения. Так, в модели 1975 года карбюраторы «Magneti-Marelli» заменили на «Mikuni» VM32-89, почти на миллиметр были утолщены спицы, а передняя вилка «выросла» более чем на сантиметр.

Но вот наступил 1976-й год, и было принято решение отказаться от импорта, чтобы хоть как-то снизить цену. Зарубежные запчасти постепенно стали менять на советские: венгерские фары заменили на фары отечественные ФГ137, спидометр также стал советским.

Обратите внимание: Дебютант Acura TLX: спорт-седан по-японски.

В 1977-м году наружное освещение полностью стало отечественного производства, в 1978-м «Mikuni» превратился в К62М, в 1979-м заменили японский поворотник, и так далее. Однако даже в таком состоянии ИЖ-ПС все еще как-то соответствовал заявленным характеристикам, но только до 1980 года.

Со сменой зарубежного карбюратора на отечественный, мотоцикл потерял мощность с 32 л.с. до 28 л.с., а вес увеличился со 135 до 155 кг. Расход топлива при этом стал больше - в 1975-м году можно было на 3-х литрах проехать 100 км на скорости около 60 км/час, а после 1975-го нужно было заправиться уже 7-ю литрами, чтобы проехать такое же расстояние. В техпаспорте скорость уменьшилась до 135 км/ч (с 140 км/час), а тормозной путь, который ранее при скорости 60 км/час был 15 метров, увеличился до 19-ти. Даже габариты мотоцикла стали больше: ранее длина ИЖ-ПС была 2070 мм, потом она выросла до 2150, при этом ширина с 790 мм выросла до 810 мм. Поэтому нет ничего удивительного, что первоначальные модели, несмотря на то, что их срок эксплуатации был менее предыдущих отечественных марок, ценятся намного больше поздних, у которых срок службы благодаря надежности советских узлов вырос весьма заметно Ценители и коллекционеры из России готовы выложить $1000 и более за раритет первых лет выпуска.

ИЖ-ПС и народное признание

До 1974 года любимым видом транспорта всех отечественных хулиганов и байкеров того времени была «Ява», но после появления «Планеты Спорт», который по скорости превосходил «Яву» на 15 км/час, местные стиляги и любители шикануть изменили свои приоритеты в пользу «Спорта». В народе ИЖ-ПС был известен как «пёс» или «спортак» и осуждался консервативными представителями «мотоциклетного сообщества» (впрочем, так же, как любая продукция зарубежного производства - джинсы или пластинки с «Rolling Stones»), несмотря на то, что производство «Ижа» было советское. Но не все советские номенклатурные работники были такими непримиримыми, многим «спортак» нравился - даже сам Леонид Ильич Брежнев в 67-летнем возрасте навернул круг вокруг Кремля на «спортаке», явно одобряя подобное нововведение в советском мотопроме.

В советской рекламе ИЖ-ПС было включено все: мотоцикл, джинсы, и конечно девушки, которые должны сразу обращать внимание на парня на мотоцикле «Планета Спорт». Так оно было. Отличительные вставки с обеих сторон бензобака украшались байкерами наклейками с черепами, что еще больше «устрашало» мотоцикл, который и без того критиковался среди людей старшего поколения и, тем самым, еще больше усиливал свою популярность среди молодежи.

Однако была и оборотная сторона славы этого выдающегося мотоцикла. ИЖ-ПС пользовался дурной славой: из-за высокой смертности, которая случалась среди молодежи, любившей погонять на «спортаке», мотоцикл получил название «ИЖ-Планете-Смерть». Даже несмотря на то, что, по сравнению с той же «Явой», ИЖ имел более современные и очень надежные тормоза и разгонную динамику, он считался самым опасным отечественным мотоциклом. Из-за неприязни консерваторов к ИЖ-ПС и наличия в нем множества зарубежных запчастей мотоцикл не допускался к участию в отечественных и зарубежных мотокроссах по идеологическим соображениям.

ИЖ-ПС в наше время

Многие старички, некогда гонявшие на ИЖе в 70-80-е, до сих пор хранят в своих гаражах запчасти на ПС, которые могли бы пригодиться «когда-нибудь». Мало кто из них знает, что все эти более не нужные у нас железяки на зарубежном рынке стоят немало денег, например, одно колесо от ИЖа в хорошем состоянии стоит не меньше $200, карбюратор - $70, а цепь можно продать за $35. Сам мотоцикл в Соединенных Штатах оценивается в $3000, и цена только растет, поэтому нет смысла спешить сдавать старый байк на металлолом, если есть где хранить, то лучше сохранить его на черный день.

Интересный факт: когда производство ИЖ-ПС только запускалось, он изначально был ориентирован на продажу за рубеж, и в частности в Соединенные Штаты. Таким образом, спустя 35 лет после прекращения производства «Планеты», мотоцикл наконец-то дошел до планируемого адресата, хоть и в качестве коллекционного материала.

Кстати говоря, в последние годы внезапно начался бум вообще на все советские автомобили и мотоциклы, которые в других странах в 3-4 раза превышают стоимость их в современной России. Особенно мотоцикл приглянулся коллекционерам советской техники из таких стран, как Нидерланды, Великобритания и Финляндия.

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: История мотоцикла иж «Планета Спорт».