Пенсионер за рулем почти так же часто становится объектом злых шуток, как и представительницы прекрасного пола. Чаще ли те, кому уже исполнилось 60 лет, становятся участниками дорожно-транспортных происшествий, чем водители других возрастных групп? Следует ли воспринимать пожилых людей как опасность на дороге или надо уважать их большой опыт?
1. Почему этот вопрос важен
Старение – это продолжающийся всю жизнь процесс, который проявляется в снижении физической, умственной и социальной активности. Трудно найти точные границы, разделяющие юность, средний возраст и старость, тем более что это этапы жизни, продолжительность которых зависит, в том числе, от страны, пола и индивидуальных особенностей. По определению Всемирной организации здравоохранения старость наступает в 60 лет. Вопрос об участии пожилых людей в различных аспектах жизнедеятельности общества важен, поскольку надо учесть общий процесс старения населения промышленно-развитых стран. По оценкам, к 2050 году доля людей в возрасте 50+ в ЕС составит около 50% населения. Уже к 2030 году количество пенсионеров значительно увеличится.
2. Пожилые на скамье подсудимых
Страница результатов поиска Google завалена историями о несчастных случаях, когда за рулем ехал пенсионер. Большинство из них рассказывает причудливые истории о водителе, который не заметил прохожего, или о бабушке, проехавшей не по своей полосе, но такие случаи редки. Обычно сообщения о несчастных случаях по вине пенсионеров становятся поводом для разговоров о необходимости законодательного введения верхнего предела возраста для водителя или обязательных осмотрах.
Например, в одном из польских городов 80-летний водитель сбил 10-летнюю девочку на пешеходном переходе и уехал. Мужчина объяснил, что не видел никого на «зебре» и не остановился, потому что увидел, что с ребенком все в порядке. Пострадавшая не получил серьезных травм, но пенсионер, сидящий за рулем, несет ответственность за создание опасности на дороге и побег с места аварии.
Эта и многочисленные похожие истории соответствуют распространенному мнению о том, что способность управлять автомобилем с возрастом снижается. Наиболее частыми причинами дорожных столкновений с участием людей старше 60 лет являются неправильная оценка расстояния, суженное поле зрения и плохая контрастная чувствительность, долгое время реакции, отсутствие координации, отсутствие разделения внимания и неправильная оценка ситуации.
3. Старые водители в мире
Подход к водителям в возрасте 50 или 60 лет варьируется в зависимости от того, о какой стране идет речь. Германия, Нидерланды и скандинавские страны предлагают добровольные семинары и курсы для пожилых участников движения и распространяют информационные брошюры. Цель таких мероприятий – помочь водителям старшего возраста обрести нормальную самооценку и ознакомить пожилых людей с последствиями процесса старения.
Великобритания обязала водителей, достигших 70-летнего возраста, проверять свое состояние здоровья каждые три года, но не ввела обязательства проходить медицинский осмотр или повторный экзамен на получение водительских прав. В странах Северной Америки дело обстоит немного иначе. В Канаде люди старше 80 лет, которые все еще хотят активно участвовать в дорожном движении, должны проходить проверку зрения каждые два года и сдавать теоретический и практический экзамен по вождению.
В Соединенных Штатах продлевать лицензию после 65 или 70 лет (в зависимости от штата) приходится чаще, обычно каждые два года. В то же время право пожилого человека на управление автомобилем не может быть нарушено, оно строго определено, лишение водительских прав возможно только при наличии медицинского обоснования. В противном случае это может повлечь за собой дискриминацию и исключение пожилых людей из общества.
4. Статистика в помощь водителям старшего возраста
При изучении статистики ДТП за 2012 год был сделан вывод, что пенсионер за рулем представляет на дорогах такую же опасность, как и пьяный водитель, после чего резко усилилась критика сидящих за рулем 60-летних. СМИ обратили внимание на то, что в социальной рекламе нетрезвых участников дорожного движения называли убийцами, но не упоминали пожилых водителей.
Но здесь нарушена логика: вождение в нетрезвом виде – это преступление, а старость – это естественный ход вещей, она не заслуживает дискриминации. Более того, лица старше 60 лет управляют автомобилем осторожнее, чем другие возрастные группы.
5. Обязательные медицинские осмотры – необходимость или перестраховка?
В большинстве стран медицинские осмотры должны проходить только профессиональные водители старше определенного возраста, всем остальным предоставляется бессрочное право управлять транспортным средством. В настоящее время решение о прекращении вождения остается за водителем.
Пенсионер за рулем может быть проблемой на дороге, но не намного большей, чем другие участники дорожного движения. Правила могут быть дополнены периодическими экзаменами для людей старше 60 лет, но пожилые люди, сидящие за рулем, не должны подвергаться дискриминации, стигматизации или исключаться из общества.
Больше интересных статей здесь: Совет.
Источник статьи: Пенсионер за рулем представляет опасность равноценную пьяному водителю по статистике ДТП.