Появление ВАЗ-2103 было неизбежным по простой причине: соглашение о сотрудничестве, подписанное в 1966 году между Минавтопромом СССР и компанией FIAT, предусматривало не только строительство автозавода в Куйбышевской области, но и передачу советской стороне технической документации на две модели – в стандартном исполнении «норма» с двумя типами кузовов и улучшенном – «люкс».
При запуске в производство первой модели Волжского автозавода было решено, что у машины будет более дорогая, как бы сейчас сказали, люксовая версия. Итальянские партнеры ВАЗа предлагали взять за основу седан Fiat 125 , но при внешнем сходстве со 124-й моделью (прототипом «копейки»), это были разные по конструкции машины. В итоге, новый ВАЗ-2103 был сделан на базе модели 2101 . Разработка «тройки» велась совместно с итальянцами, которые представили свой вариант машины — Fiat 124S.
Третья модель отличалась от первой внешним оформлением кузова, светотехникой, другой отделкой интерьера, новой передней панелью приборов с тахометром, вакуумным усилителем тормозов.
Еще одно отличие — двигатель объемом 1,5 литра и мощностью 72 л. с. Первая партия машин была выпущена в конце 1972 года, а полноценное серийное производство стартовало в 1973 году. В 1977 году появилась модификация ВАЗ-21033 с 1,3-литровым двигателем 21011, развивавшим 69 л. с., а на экспортные варианты, продававшиеся за границей под маркой Lada, ставили также 1,2-литровый мотор (64 л. с.) Небольшая партия из пары сотен машин, получивших обозначение ВАЗ-21031, была оснащена новым силовым агрегатом 2106 объемом 1,6 литра (75 л. с.), она была создана в рамках подготовки к запуску в производство «шестерки ».
В 1983 году цены на модель ВАЗ-2103 составляли 7 500 рублей. Всего до 1984 года, когда завершился выпуск модели, было сделано 1 304 866 машин.
Модификации
ВАЗ-2103В (вариант 23) — 1972 выпущена тиражом в ~1000 экземпляров. Имеет индекс «В»- временная серия, с особенностями по интерьеру(салон от 2101) и проводке.
ВАЗ-21031 — 1975, предшественница модели ВАЗ-2106 , мелкосерийная с двигателем ВАЗ-2106 (1,6 л; 80 л. с.).
ВАЗ-21032 — 1973—1981, для экспорта в страны с левосторонним движением .
ВАЗ-2103 — 1977—1983 (экспортное наименование — Lada 1500S Automatic), с автоматической коробкой передач. На этой модели применялся трёхдиапазонный «автомат» General Motors 3L30 (TH180) (КПП производилась на французском заводе компании в Страсбурге , с 1969 по 1998 год). Мотор комплектовали итальянским карбюратором Weber . Переделками занимались импортёры/дилеры советских машин в странах Западной Европы .
ВАЗ-21033 — 1977—1983 (экспортное наименование — Lada 1300s), с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л; 69 л. с.)
ВАЗ-21035 — 1973—1981, экспортная с двигателем ВАЗ-2101 (1,2 л; 64 л. с.)
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: История ВАЗ-2103.