Как я уже упоминал в прошлой статье, легендарную «Копейку» создали на базе Fiat-124, но советский автомобиль имел ряд конструктивных отличий. Среди нововведений – усиленный кузов, усовершенствованный двигатель. Также была полностью заменена задняя подвеска, дорожный просвет увеличили до 170 мм — сейчас такой далеко не у каждого кроссовера, в салоне появилось полноценное отопление. Последнее было особо оценено советскими автолюбителями, которые узнали, что в морозы в машине может быть тепло, а запуск двигателя зимой может и не требовать особых усилий. На порогах появились гнезда для установки домкрата у каждого колеса. Вот только задние дисковые тормоза пришлось заменить барабанными — иначе колодки при езде по грязи истирались слишком быстро. Новинка оснащалась 1,2-литровым бензиновым мотором с верхним расположением распредвала, который выдавал 64 лошадиных силы. В результате по ряду показателей ВАЗ-2101 даже превосходил Fiat 124.
Имя для нового российского автомобиля выбирали голосованием – победило название «Жигули», по наименованию горной системы, расположенной рядом с г. Тольятти. Однако слово «Жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA.
Первая партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году - в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за прочность и за низкую цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA – это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР.
Экспортный вариант «Копейки» назывался Lada 1200 S. От стандартной модели экспортная отличалась окантовкой фар и решеткой радиатора. В салоне появились сиденья с подголовниками. Специально для британского рынка была разработана специальная модификация под названием Lada 1300 ES с правым рулем. Автомобиль получил крышу другого цвета и декоративные полосы по бокам.
Кроме экспортной версии Копейка имела множество других модификаций. К примеру:
ВАЗ-21015 «Карат» — модификация для спецслужб. Седан получил дополнительный бензобак и усиленные пружины задней подвески от ВАЗ-2102. Под капотом машины устанавливали 1,6-литровый бензиновый двигатель от ВАЗ-2106. «Карат» оснащался всевозможными системами спецсвязи, а еще отсеком для хранения оружия.
Интересное: Рассказываю, какой могла быть "Копейка"! Какие авто не прошли "кастинг" стать "отцом" 2101?!.
Окраска кузова машины была идентична обычной милицейской «Копейке».ВАЗ-2101 пикап — «Копейку» в кузове пикап выпускали для внутризаводских нужд. На таких машинах перевозили грузы, а также использовали, например, как противопожарный автомобиль. Изредка пикапы на базе ВАЗ-2101 можно было встретить и на дорогах общего пользования. Так, автомобили использовали во время парадов в дни государственных праздников.
В пикап ВАЗ-2101 превращали путем обрезания задней части кузова, причем для этих целей использовали только бракованные машины. Такой автомобиль мог перевозить груз весом до 300 килограммов.
ВАЗ-2101-94 — Модификация «Копейки» под названием ВАЗ-2101-94 предназначалась для милиции. Кузов машины окрашивали в оранжевый цвет с синей полосой. На такую «Копейку» ставили 1,5-литровый бензиновый двигатель с отдачей в 71 силу. Максимальная скорость — 156 км в час. Других конструктивных отличий у ВАЗ-2101-94 от гражданской версии не было.
ВАЗ-2101 выпускался с 1970 по 1988 годы и стал самым популярным отечественным автомобилем. С конвейера в Тольятти сошло 2,7 млн «копеек», а если считать вместе со всеми модификациями, то более 4,8 млн машин, а если быть точным -- 4 846 900 автомобилей. И это была самая массовая модель за историю АвтоВАЗа, более того – за историю российского автопрома.
Даже сегодня можно встретить «копейку» на дорогах. Недаром в народе первая модель «Жигулей» прославилась своей надежностью и «неубиваемостью». Согласно заводским испытаниям «копейке» требовался капитальный ремонт после десяти путешествий из Москвы до Владивостока.
Еще одним доказательством всенародной славы стал тот факт, что ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем».
Еще один интересный факт: в Москве есть памятник народному автомобилю.
Первые «Жигули», можно без преувеличения сказать, стали базой для отечественного автопрома и настоящим откровением для миллионов советских граждан. И даже спустя полвека после старта выпуска к этой модели – особое отношение. Поклонники вазовского первенца установили памятник народному автомобилю в Москве. Мраморный постамент, на котором установлен бронзового цвета ВАЗ-2101, «встречает» на въезде в столицу по Волгоградскому проспекту. В основании памятника заложено около 27,5 тыс. однокопеечных монет. Организаторам не удалось, как было задумано вначале, собрать 2,7 млн. монет – именно столько «копеек» было выпущено в Тольятти.
Интересное еще здесь: Обзор.