Город Ирбит гремел на всю страну в 18 и 19 веках, так как в нем проходила знаменитая Ирбитская ярмарка, вторая по величине в России после Нижегородской.
Но после того, как построили железную дорогу до Владивостока, ярмарка зачахла, а вместе с ней зачах Ирбит.
Но в ноябре 1941 года в период ВОВ в Ирбит из Москвы был эвакуирован мотоциклетный завод "Искра". На ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ) стали производить тяжелые мотоциклы М-72, скопированные с немецкого BMWR-71. Который на тот момент был лучшим в мире.
В 1954 году в Киеве началось производство тяжелых мотоциклов К-750, они в армии заменили М-72.
В результате М-72 гражданского назначения стали поступать в свободную торговлю. В 1957 году на ИМЗ началось производство мотоциклов М-61 "Ирбит" - переходной модели, которая в 1960 году полностью вытеснила М-72. Кстати, технологию М-72 в 1957 году СССР продал Китаю. В КНР данные мотоциклы производили до начала 21 века.
На фото: М-72 времен ВОВ с пулеметом на люльке.
Наконец, в 1961 году на ИМЗ началось производство М-62. Это уже был классический мотоцикл "Урал", каким мы его знаем. Затем стали выпускать модели М-63, М-66, М-67, М-67-36 и т.д.. Всего было произведено более 3-х миллионов мотоциклов "Урал".
Мотоциклы "Урал" заполонили все дороги Советского Союза, город Ирбит вновь стал греметь на всю страну.
Во второй половине 80-х мотоцикл ИМЗ 8.103.10 стоил в продаже 1.850 рублей. Но даже в Ирбите "Уралы" были огромным дефицитом. Что уж говорить об остальной стране. В Ирбите новый "Урал" с рук легко можно было продать еще в конце 70-х годов за 3000-3500 рублей, а б/у в хорошем состоянии за 2500 рублей. Чему свидетель, я вырос в Ирбите.
В нашей семье мотоцикл М-61 "Ирбит" появился в 1970 году, достался от деда. Который вскоре батя заменил на "Урал". Так что мотоциклы "Урал" мне родные с детства.
На фото: главная проходная мотозавода и аллея перед ней. Когда-то по обе ее стороны стояли лавочки и висели портреты передовиков производства. А справа от входа стоял газетный киоск.
В 1978 году после 9-го класса я отработал два месяца в сборочном цехе №10 на конвейере, собирал мотоциклы "Урал". Кстати, многие считают, что на конвейере собирали только мотоциклы, которые шли в Союз, а на экспорт "Уралы" собирали в другом, специальном цехе.
Частично они правы, "Уралы" на экспорт собирали в цехе №24, в экспортном. Простите за тавтологию.
Но только на экспорт шло столько мотоциклов, что цех №24 не успевал. Поэтому очень часто мото на экспорт собирали на конвейере в десятом цехе.
Экспортные детали мы получали отдельно поштучно под роспись, что не происходило с обычными деталями, качество их было выше. И конвейер двигался в три раза медленнее, намного чаще останавливался. Чтобы каждую деталь тщательно закрутили.
Те же "Уралы", которые шли в Союз, надо было после покупки доводить до ума, подтягивать все наружные узлы и гайки, а желательно все. Регулировать зажигание и карбюраторы. Особенно у тех, которые собирали в последнюю декаду месяца. К сожалению, многие об этом не знали. Мой батя после того, как покупал новый "Урал", а покупал он их почти каждый год (по блату), загонял его сразу на гарантийный ремонт на ИМЗ, давал слесарям 200 рублей (такова была такса) и они делали из мотоцикла конфетку.
В итоге наши "Уралы" проходили по любой грязи. Один раз даже болото проскочили с полуметровыми кочками, только грязь в высоту летела на 5-7 метров. На переднем колесе стояла резина "Травянка", она дорогу хорошо держит, не плавает, а сзади спортивная с круглыми шипами. Обе покрышки ленинградского шинного завода. Не свердловского, те быстро забивались грязью и начинали буксовать.
Но в целом качество "Уралов" было сродни лотерее. Кому как повезет. Например, карбюраторы старого образца (вертикальные К-302) хорошо регулировались, а Т-63 и Т-65 были капризными. Тюменские прерыватели было сложно настроить, к тому же у них часто обламывались ушки. Иное дело куйбышевские (самарские) прерыватели. У генераторов часто летели якоря.
Обратите внимание: Страницы истории Citroen DS: французская богиня.
У шестерен задней скорости быстро изнашивались зубья. Некоторые головки цилиндра не поддавались регулировке. Кроме того, у них часто плохо были притерты клапана. И т.д.. Могу о недостатках "Уралов" писать долго.Но все равно люблю их родных. Ведь родню не выбирают.
На фото: как такое чудо можно не любить ? Хоть есть и недостатки, крышки головок цилиндра тоже надо было хромированные поставить. В Ирбите на заводе ребята и их хромировать научились.
Но недостатков у "Уралов" было так много, что сейчас почти все комплектующие импортные. От старых "Уралов" остался лишь внешний вид и схожесть узлов и деталей.
1) За старомодный внешний вид, за стиль "ретро" теперь "Уралы" и покупают во многих странах мира. 2) А вторая причина, почему их покупают, так это то, что их выпускают в Ирбите. Только по данной причине производство "Уралов" не переносят в Европу или Северную Америку. Ирбит - это визитная карточка "Урала".
Хоть фактически от прежнего завода остался лишь один корпус, в нем вручную собирают мотоциклы, все конвейеры давно распилены и сданы на металлолом. Если во времена СССР на заводе работало более 8000 человек, то сейчас 144. Тогда собирали 130.000 штук в год, теперь 1.100. Еще работает литейный цех, который в 2000 году сменил владельца, его купили братья Максаковы.
Мотоциклы "Урал" в 2021 году стоят от 800 тыс. до 1.2 млн. рублей.
Почему так дорого ?
Фактически все мото предназначены для продажи в развитых странах. В основном в США, Канаде и Западной Европе, куда идет 90% "Уралов". Так как себестоимость производства мотоциклов крайне высока, если бы в СССР выпускали 1.100 мото в год, то их себестоимость была выше, чем у ВАЗ-21063.
В конце 90-х и в начале 0-х ИМЗ пробовал работать на российский рынок и стабильно банкротился. Даже Каха Бендукидзе и тот не смог сделать ИМЗ рентабельным. Выход был один - экспорт мотоциклов в страны метрополии. Прежде всего в США. И получилось.
Серийно сейчас ИМЗ производит четыре модели.
Самый дешевый мотоцикл - "Урал СТ", классика, 745 кубиков, 41 л.с.. Его цена от 821.000 рублей. Цены официального представителя ИМЗ.
На фото: "Урал СТ". Красавец !
Модель подороже - "Урал Gear-Up". Она также 745 кубов и 41 л.с.. Но цена уже от 962.000 рублей.
На фото: "Урал Gear-Up".
Еще дороже "Урал Боббер LE" - от 1.050.000 рублей. Эта модель срисована с гоночных мотоциклов 50-х, начала 60-х годов: М-52 С и "Ирбит" С-51.
Кстати ирбитчане были вечными чемпионами СССР в классе тяжелых мотоциклов. Если мотогонки проходили в Ирбите, то там собирался почти весь город.
На фото: Урал Боббер".
Самый дорогой "Урал" стоит - 1.2 млн. рублей. Это модель Weekender SE.
На фото: "Урал Weekender SE".
Кроме того, по индивидуальному заказу завод изготавливают и другие модели мотоциклов.
PS. Если в СССР кому-то сказать, что "Уралы" станут стоить в 1.5 раза дороже "Жигулей", то не поверили бы. Ладу Гранту сейчас можно купить за 550-600 тыс. рублей.
А что вы думаете по данному поводу ? Пишите, постараюсь ответить всем.
Если понравилась статья, то ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Сколько сейчас стоят новые мотоциклы "Урал" и какие модели производит Ирбитский мотозавод? Об истории и качестве "Уралов". .