Водяная помпа двигателя: ресурс, поломки и, когда менять?

Водяной насос, она же помпа — это один из ключевых компонентов жидкостной системы охлаждения в любом современном автомобиле. Проще говоря, автомобильная помпа представляет из себя небольшой насос, который перекачивает охлаждающую жидкость за счет работы механизма газораспределения, он же ГРМ. Ключевая функция автомобильного водяного насоса заключается в обеспечении оптимальной циркуляции технической жидкости (тосола или антифриза) во всем контурам системы охлаждения.

Помимо выработки желаемой кинетической энергии, поршневые #двигатели также вырабатывают значительное количество тепла (тепловой энергии), которое необходимо эффективно рассеивать. В противном случае это может вызвать чрезмерное повышение температуры и, как следствие перегрев, что может привести к повреждению компонентов силового агрегата, таких как поршни, клапаны и головка блока цилиндров. Поэтому, чтобы этого не произошло, двигатели необходимо охлаждать.

В современных силовых установках #охлаждение достигается почти исключительно за счет специальной технической жидкости (антифриз или тосол), циркулирующей в системе охлаждения. Ее движение обеспечивается насосом, который обычно называют водяным, хотя в автомобилях никто не использует воду для охлаждения двигателя.

Как правило, в системе двигателя используется жидкость с низкой температурой замерзания (например, на основе этилгликоля). Подобная жидкость имеет существенное преимущество перед водой, заключающееся в том, что она не только не замерзает при гораздо более низкой температуре, но и обладает значительно более высокой точкой кипения, что делает систему охлаждения более устойчивой к перегреву и в то же время помогает повысить общую эффективность двигателя.

К тому же, благодаря содержащимся в жидкости присадкам, она не вызывает коррозии металлических частей двигателя, с которыми контактирует. Все это говорит о том, что в системе охлаждения обязательно следует использовать незамерзающую жидкость. Она рекомендована большинством производителей транспортных средств.

Помимо жидкости, #термостат также играет ключевую роль в системе охлаждения. Этот механизм регулирует поток охлаждающей жидкости между малым и большим контурами и, конечно, насос, заставляющий жидкость двигаться. Он играет настолько важную роль, что стоит обратить внимание на его основные элементы.

КАК УСТРОЕНА АВТОМОБИЛЬНАЯ ВОДЯНАЯ ПОМПА (НАСОС) СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ?

1. Ротор. Рабочее колесо, безусловно, является одним из основных компонентов водяного насоса. Он сконструирован таким образом, чтобы обеспечить оптимальную эффективность и минимизировать риск кавитации. Материал, из которого изготовлен ротор, оказывает значительное влияние. Всего несколько лет назад использовался чугун или сталь. Современные же конструкции насосов сделаны из пластика. Это снижает вес ротора, нагрузку на подшипник и риск кавитации.

2. Шкив. Насос приводиться в движение ремнем, поддерживающим вспомогательное оборудование двигателя. В зависимости от расположения по отношению к ремню он оснащен либо гладким шкивом.

3. Подшипник.

Обратите внимание: Никогда не говори никогда....

Способ установки вала насоса, включая выбор подшипника, зависит, среди прочего, от силы, прилагаемой ремнем через шкив. Ожидаемый срок службы подшипников является очень важным фактором. Чтобы он получился большим, необходимо использовать только качественные детали.

В настоящее время в водяных насосах чаще всего используются двухрядные подшипники, так как это устраняет проблему нежелательных напряжений внутри элемента. При этом роль внутреннего кольца обычно выполняет поверхность ротора. Таким образом можно обеспечить больше места. Это приводит к большей несущей способности.

В то же время такая несущая #конструкция (позволяющая передавать большие нагрузки при сохранении минимально возможных размеров) и, таким образом, сочетать в себе #преимущества подшипниковых узлов на основе шариковых и роликовых подшипников, является наиболее экономичным решением.

4. Прокладка. Уплотнение между насосом и корпусом мотора можно реализовать несколькими способами — с помощью бумажной прокладки, уплотнительного кольца или силиконовой мастики (герметик). В первых двух случаях нет необходимости использовать, какой-либо дополнительный герметик. В случае силиконовой мастики не стоит забывать использовать герметик осторожно и экономно. Тонкого слоя герметика, как правило, более чем достаточно. Если его использовать слишком много, то избыток может быть унесен потоком охлаждающей жидкости, что может привести к засорению некоторых труб в радиаторе и, как следствие, неминуемо приведет к снижению производительности.

Стоит также отметить, что возможная утечка охлаждающей жидкости по валу насоса в большинстве случаев предотвращается за счет торцевого механического уплотнения. Его скользящие элементы, изготовленные из карбида кремния и твердого углеродного покрытия, прижимаются друг к другу пружиной. Он смазывается и охлаждается циркулирующей в системе жидкостью. Другие типы уплотнения не применяются из-за высокого давления в системе охлаждения.

В заключении отметим, что #неисправность автомобильной водяной помпы довольно сложно определить визуально, но в принципе реально. По мнению автомехаников, неправильную работу системы можно выявить по частому перегреву силового агрегата, посторонним звукам и подтекам охлаждающей жидкости. Зачастую автомеханики рекомендуют менять водяную помпу при каждой второй замене ремня газораспределения (ГРМ). В том случае, если вы купили поддержанный автомобиль с пробегом и не знаете, когда прошлый хозяин менял помпу, то не стоит экономить на этом деле, лучше всего заменить данный компонент мотора на новый. В противном же случае, водяной насос может попросту заклинить, а циркуляция антифриза попросту прекратится со всеми вытекающими последствиями для двс. Для справки заметим, что в среднем, ресурс типовой водяной помпы в современном автомобиле находится в пределах 60-90 тысяч километров пробега до замены.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ НАХОДИТСЯ НА НАШЕМ САЙТЕ ПО ССЫЛКЕ: https://autoblogcar.ru/engine/310-waterpomp.html

Подписывайтесь на наш Телеграм - канал: https://t.me/AutoBlogcarRu

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ ВАМ НА ДОРОГАХ!

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Водяная помпа двигателя: ресурс, поломки и, когда менять?.