Законы выживания мотоциклиста

Совершенно справедливо считается, что мотоцикл имеет большую травмоопасность, чем автомобиль. Это очевидно также, как то что днём светло, а ночью обычно темно! Я не считаю это каким-то недостатком, скорее особенностью конструкции, которая также даёт неоспоримые преимущества, по сравнению с другими участниками движения на дороге. Динамика ускорения и торможения, маневренность, малые габариты, расход топлива — это все преимущества.
Тем не менее, особенность конструкции предполагает отсутствие кабины или какого-то внешнего элемента защиты мотоциклиста. Следовательно, нужно себя защитить, находясь за рулем двухколёсного транспорта.

И речь сейчас пойдёт не об экипировке и средствах защиты, а всего лишь нескольких пунктах негласных правил поведения мотоциклиста на дороге. Я всегда настоятельно советовал смотреть видеоподборки мото-ДТП, чтобы делать сравнительный анализ допущенных ошибок. Там всегда очень отчетливо видно повторяющиеся из раза в раз классические ошибки.
Зануды или «Буквари», как я их называю (по их мнению они идеальные водители и не нарушили ни единого правила КОАПа ), назовут всего одну причину: «Летел, нарушал ПДД, вот и нашёл свой столб...». Я скажу больше, он и купил этот мотоцикл, чтобы ездить быстрее других, пренебрегать разметкой и НЕ ВКЛЮЧАТЬ ПОВОРОТНИКИ ) ) ) Иначе зачем это все?
Кто-то может быть несогласен с моим суждением, но я не люблю лицемеров, поэтому говорю как есть — мотоциклисты пренебрегают правилами дорожного движения осознанно, потому что могут себе это позволить. Нарушать ПДД тоже можно по-разному! Один вариант, когда ты нарушая никому не создал помех и не спровоцировал аварийную ситуацию, отвечаешь только собственным кошельком за возможный штраф. Другой вариант, когда тебе вслед сигналят авто с разозлёнными и испуганными водителями — такая манера вождения к хорошему не приведет. Эта философия кому-то может не понравится, но нарушают все, в большей или меньшей степени (ну не верю я в святых водителей, если только они из посёлка с одним светофором!)

Законы выживания мотоциклиста

Итак, предлагаю Вашему вниманию несколько негласных правил, которые сложились за мои более чем 20 лет непрерывного водительского стажа:

ПЕРЕКРЕСТКИ
На мой взгляд, самый опасный участок дороги — это пересечение разных транспортных потоков в одной точке. Большая часть ДТП связана с перекрестками:
- не уступил дорогу
- пытался проскочить, думая что успеешь
- просто летел на зелёный, а тут преграждает путь скорая на мигалках или встречка поворачивает
- стоишь в поворот, пропускаешь встречный поток, и вдруг кто-то сзади бьется, а у тебя руль выкручен и транспорт выталкивается в лоб встречке.

Подобных ситуаций множество. Но лично я усвоил твёрдо, что не стоит быстро проезжать перекрёсток, даже если «зеленее зелёного», лучше всегда сбавить скорость и быть особо внимательным! Не надо пытаться успеть проехать под мигающий зелёный или жёлтый свет светофора.

Законы выживания мотоциклиста

На нерегулируемых перекрестках разъезд по правилу «правой руки» не все соблюдают, некоторые даже не знают о нём. Когда подъезжаешь к перекрестку на красный, а за тобой ещё никого нет, следи в зеркала заднего вида, чтобы успеть «сорвать» байк немного вперёд или в сторону, если сзади кто-нибудь не успевает затормозить. И помни, что транспорт со спец. сигналами (скорая, полиция, пожарные...) имеют право с мигалкой проехать перекрёсток на красный, и неважно что у тебя будет зелёный.


ЛЕВЕЕ ЛЕВОГО, ПРАВЕЕ ПРАВОГО
Часто в мотоциклетной среде звучит это правило, что нельзя ехать левее крайнего левого ряда и правее крайнего правого ряда. А что делать если я еду по дороге, где только одна попутная полоса? С какой стороны мне обгонять автомобили — справа или слева? Это правило полноценно можно использовать только при движении по многоголосному проспекту или автостраде.

Законы выживания мотоциклиста
Законы выживания мотоциклиста

Старайтесь делать обгон слева от идущего впереди Вас транспорта. Справа всегда есть съезды во дворы, примыкающие улицы и парковочные уширения .Соответственно, если вы окажитесь справа от авто, то перед Вами могут сделать непредвиденный манёвр. Слева тоже есть ловушки, которых стоит опасаться это разрывы сплошной линии для поворотов и разворотов, где лучше никого не обгонять. В целом, правило полезное, но с небольшими поправками, учитывающих количество попутных рядов!


ПОЛОЖЕНИЕ В ПОЛОСЕ
Очень важный пункт, который следует сразу принять во внимание. Если автомобилю следует ехать по середине дорожной полосы, то мотоцикл должен прижаться к левому или правому её краю, то есть будьте всегда ближе к линии разметки.

Во-первых, потому что там чище. И все что льётся из-под неисправных машин (масло, тормозная жидкость, антифриз) находится в середине полосы, особенно концентрация следов вблизи перекрёстков.

Во-вторых, если впереди Вас кто-то начнёт резко тормозить или что-то ещё пойдёт не по «сценарию», Вам будет гораздо проще объехать (увернуться), если Вы находитесь на краю полосы. Напрашивается вопрос — когда нужно быть ближе к левому, а когда к правому краю полосы движения? Пожалуй стоит упомянуть, что мы всегда стараемся двигаться в крайнем левом ряду, вопрос лишь в том, к какому краю прижиматься.

Законы выживания мотоциклиста

Если Вы едете по дороге, где в каждом направлении только одна полоса, то Вы держитесь левее, ближе к встречке .

Законы выживания мотоциклиста

В дополнении к этому пункту, хочу заметить, что на многополосных дорогах (три полосы и более), следите за ситуациями в соседних рядах, так как резкие манёвры, через ряд могут волной докатиться прямо к Вашей полосе. У меня выработалось собственное правило: надо стараться контролировать ситуацию на дороге не только впереди, но и по бокам и также сзади. То есть следить за обстановкой на 360 градусов.


СЛЕДИТЕ ЗА КОЛЕСАМИ И ЩЕЛЯМИ ДВЕРЕЙ АВТО
Часто задаваемый вопрос: «А вдруг кто-то резко перестроиться перед тобой или дверь откроет, что тогда?» У новичков-мотоциклистов это тоже «больная тема» и основная фобия!

Законы выживания мотоциклиста

Все просто — следи за колёсами автомобилей и дверными щелями. Автомобиль не начнёт поворачивать неожиданно, как в старой компьютерной игре, сначала ты увидишь поворот передних колёс, подсказывающих предстоящий манёвр. И даже если не моргают поворотники, ты будешь в курсе его намерений.

Также и с дверями, если обратить внимание, то перед открытием двери, сначала образуется щель, но дверь ещё закрыта. Это конструктивная особенность всех дверных автозамков — когда водитель тянет за крючок, дверь сначала отщелкивается, но все ещё остаётся закрытой, потом надо сильнее тянуть за крючок, чтобы она открылась. Эта небольшая хитрость была предусмотрена производителями автомобилей как раз во избежание внезапных открываний дверей как одно из средств пассивной безопасности. Зачастую, у мотоциклиста есть время для реагирования на все эти оплошности со стороны водителя автомобиля, главное смотреть в нужные места.


МАНЕВР ЭФФЕКТИВНЕЕ ТОРМОЗА
Далеко не всегда есть время и требуемая дистанция, для того чтобы затормозить перед препятствием, поэтому нужно уметь его объезжать. Согласитесь, что при первой опасности на тормоз давят неуверенные водители.

Законы выживания мотоциклиста

Те, кто знают возможности своего мотоцикла, его тормозной путь, «пристрелянный» глазомер, всегда будут рассчитывать варианты именно объезда препятствия. Я считаю одним из главных навыков водителя (не важно автомобиля или мотоцикла) это умение «читать» транспортный поток. Когда ты понимаешь всю причинно-следственную связь между автомобилями, которые неподалёку от тебя (впереди, сзади, сбоку в соседних рядах), ты можешь предвидеть многие ситуации на дороге. Как ни странно, но есть талантливые «шашечники», которые игриво шныряют туда-сюда между рядов, без подрезаний и каких-то неудобств для других участников движения. Есть куча компьютерных игр, которая тренирует этот навык (например для мотоциклистов Traffic Rider). Учитесь читать поток, тогда будете реже давить на тормоз. Езда будет более быстрой, плавной и менее нервозной!

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!
И вот последнее в списке, но не последнее по значению — эмоционально состояние за рулем. Если мотоциклист нервничает, волнуется и неуверен в себе, он никогда не получит удовольствия от вождения. Для него каждая поездка будет как подвиг, где он чудом остался жив, потому что вокруг за рулем одни идиоты. И вот ключевым словом тут является НЕУВЕРЕННОСТЬ, которая является следствием низкого уровня навыков управления транспортным средством. Вы прекрасно можете определить неуверенного новичка на автомобиле по его поведению — резкие и непредсказуемые движения, сложности с пониманием габаритов, неоправданно медленная езда.

То же самое и у мотоциклистов! Он сел на мотоцикл, а в голове каша из непонимания и страха. Психологический подход у каждого индивидуальный, поэтому одной таблетки для всех не будет, но есть лишь один способ побороть страх и неуверенность — повышение уровня мастерства. Учитесь правильно тормозить (передний, задний тормоз, комбинированное торможение, торможение двигателем), учитесь правильно рулить (маневрирование на малых скоростях, контрруление на средних и больших скоростях). Кстати, многим будет полезна Мотоджимхана.

Законы выживания мотоциклиста

Если есть в Вашем городе, обязательно поучаствуйте. Если нет, то купите с друзьями конусы для роллеров, на какой-нибудь площадке организуйте небольшую трассу с интересными поворотами. Новые знакомства и быстрый результат гарантирован!

Подводя итог, скажу что не так уж много негласных правил поведения мотоциклиста на дороге. Конечно, все приходит с опытом, но есть ошибки, которые не нужно допускать изначально. Я поделился с Вами своим видением и опытом о мерах безопасности на дороге. Этот небольшой свод правил позволяет мне из года в год успешно начинать и также успешно заканчивать мотосезон. Но всегда стоит помнить фразу «Shit happens...»

Надеюсь этот материал был для Вас полезен! Если так, то не забудьте подписаться ☝️ , поставить «лукаса» 👍 и репостнуть друзьям.

Ровных дорог Вам, господа мотоциклисты

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Законы выживания мотоциклиста.