Восстановление модели ваз-2121 "Нива" с помощью 3d технологий

Привет моделистам и гостям сайта! Я продолжаю восстанавливать модели из коллекции моделиста М. Сегодня моим пациентом будет модель автомобиля ВАЗ-2121 "Нива" в масштабе 1:43 производства Тантал.

Модель постномерная: хромированное покрытие осталось только на ходовой части, поворотном механизме передних колёс и на колёсных дисках. Также хромированными были стеклоочистители и боковые зеркала, но эти детали, увы, отсутствуют. Радует, что кузов, двери и капот, окрашенные в приятный зелёный цвет, не пострадали. Судя по информации на коробочке, модель изготовлена в августе 1992 года.

Модель приехала ко мне в таком виде:

Модель ВАЗ-2121 "Нива" до восстановления

У модели:

❌ Отломаны боковые хромированные зеркала;

❌ Отломаны хромированные стеклоочистители;

❌ Разболтан поворотный механизм передних колёс;

❌ Отсутствует одна реактивная штанга задней подвески и повреждён один из штырей для её фиксации;

❌ Отсутствует передний бампер;

❌ Залиты клеем стекла в дверях;

❌ Трещина на лобовом стекле.

Модель ВАЗ-2121 "Нива" до восстановления

В качестве истории этой модельки я приведу цитату моего заказчика: "Ниву мне Мама на 6 лет подарила. Как сейчас помню, ехали в метро из детского сада и я гадал - какой же будет подарок… А вот такой вот зелёный да ещё с блестяшками!".

Думаю, что из описания уже ясно, что эта модель очень дорога моему заказчику! Так что, приступим.

1. Разбор модели.

Саратовская "Нива" ВАЗ-2121 - самая сложная и капризная модель для сборки/разборки. Но изумляет, что все крепления в ней продуманы до мелочей. Не даром говорят, что "Нива" - это лебединая песня Тантала, и это правда. В "Ниве" было самое большое количество деталей, для моделей того времени. Даже, когда с днища убрали каталожный номер А20 вместе с хромированием, оно всё-равно оставалось образцом для подражания: функционирующий поворотный механизм передних колёс, крепление ходовой часть к корпусу с помощью пружин и имитация реактивных штанг.

Модель ВАЗ-2121 "Нива" в разборе

2. 3D-проектирование деталей.

Для проектирования недостающих деталей я, как и всегда, провел измерения размеров оригинальных деталей от "Нивы" из своей коллекции. Так сказать, разобрал одну "Ниву" ради науки 😄

В CAD-редакторе были спроектированы:

  • Стеклоочистители
3D модель стеклоочистителей3D модель стеклоочистителей (вид сверху /вид сбоку)
  • Боковое зеркало (правое) с имитацией ручки двери и отделки салона
3D модель правого зеркала с имитацией ручки двери и отделки салона 3D модель правого зеркала с имитацией ручки двери и отделки салона (вид сверху / вид слева /вид справа)
  • Передний бампер
3D модель переднего бампера 3D модель переднего бампера (вид сверху / вид снизу)

3. Подготовка к печати.

В прикладной программе к своему 3D принтеру я задал пространственное расположение моделей деталей на виртуальном рабочем столе, их количество, зеркальное отображение правого зеркала и вручную построил необходимые для печати поддержки.

Расположение моделей деталей на пространстве рабочего стола + создание поддержек

4. 3D печать.

Детали были распечатаны на фотополимерном принтере от фирмы Anycubic из полупрозрачной смолы Green из линейки Basic с помощью технологии LCD-печати*.

* Подробнее о LCD-печати вы можете ознакомиться здесь в публикации о восстановлении модели ГАЗ-13 "Чайка".

Для качественной промывки деталей я применял специальную промывочную машину от Anycubic и этиловый спирт. Время промывки - 10-15 минут. Для этих целей хорошо подойдёт и изопропиловый спирт, но, как я уже писал в публикации про ГАЗ-13 "Чайку", ПДК (предельно допустимая концентрация) у этилового спирта в 100 раз меньше, чем у изопропилового.

Распечатанные и промытые детали

Для окончательной полимеризации, детали прошли дополнительную засветку УФ-излучением в той же специальной машине от Anycubik. Технология крайне проста: детали ставятся на вращающуюся прозрачную платформу, под которой расположена отражающая плёнка, а светодиоды облучают детали УФ-излучением. Благодаря этому, процесс сушки происходит равномерно. Для этого типа смолы было установлено оптимальное время сушки - 15 минут.

Дополнительная засветка распечатанных деталей УФ-излучением

5. Лакокрасочные работы.

Для окрашивания стеклоочистителей и боковых зеркал я воспользовался жидким хромом от Molotov: нанёс его с помощью аэрографа и защитил поверхность глянцевым лаком X-22 от TAMIYA.

⚠️ Внимание! Для защиты жидкого хрома от Molotov подходит не всякий лак. Большинство известных лаков дают моментальную химическую реакцию, и блестящее хромовое покрытие растворяется.

Обратите внимание: Лёгкая и быстрая установка ступичного подшипника с помощью съёмника.

Из доступных лаков подходит именно Х-22 от TAMIYA, так как он изготовлен на основе эмали. А уже поверх него, можно применять любые другие лаки. Кстати, многие моделисты не рассказывают про этот секрет при использовании жидкого хрома 🤫.

Распечатанные и окрашенные боковые зеркала и стеклоочистители

Передний бампер я покрыл серой финишной грунтовкой от TAMIYA, окрасил глянцевой краской X-1 Black TAMIYA и защитил глянцевым лаком TS-13 TAMIYA.

Перед окрашиванием я провёл примерку бампера и оказалось, что верхние г-образные вставки не заходят в пазы у донышка "Нивы". Оригинальный передний бампер отлит из упругого пластика и эти вставки заходят хорошо (как защёлка). Напечатанные на 3D-принтере детали из смолы линейки Basic, не пластины и хрупкие на изгиб. Поэтому, пришлось отделить, расходящиеся в стороны, элементы вставок.

Загрунтованный (фото сверху), окрашенный и покрытый лаком TS-13 TAMIYA передний бампер (фото снизу)

6. Работы с ходовой частью.

Здесь, как в автосервисе, при разборке автомобиля, нашлись скрытые дефекты 😄. К примеру, я обнаружил отсутствие одной реактивной штанги у задней подвески и отломанный штырь для её крепления. Не удивительно, что штанга потерялась.

Но, для начала, исправим механизм поворота передних колёс. Колёсные диски у "Нивы" держатся на "Г" - образных металлических шпильках. В данном случае, они слетели с орбит. Я поставил их на место и зафиксировал клеем. В итоге, колёса встали ровно, а поворотный механизм сдал более жёстким.

Восстановленный механизм поворота передних колёс

А теперь, самая изощрённая работа. Это восстановление задней подвески:

Как, я уже сказал, была потеряна одна реактивная штанга и сломан штырь для её фиксации. Новую штангу я нашёл в запасниках, а вот как восстановить штырь? Сейчас покажу!

🛠️ На месте слома я аккуратно наметил и просверлил отверстие - Ø0,5 мм, а далее рассверлил его в Ø1,0. Затем взял кусочек сломанного сверла, соответствующего диаметра, и вклеил в отверстие. А дальше осталось только откусить лишнее. Ну, вот и всё, штырь, как новенький! ☺

Также, жидким хромом я подкрасил места, где на ходовой части был виден голый чёрный пластик.

Восстановление штыря для крепления реактивной штанги на задней подвеске

7. Сборка.

Для начала, осторожно соберём всю ходовую часть.

Сборка ходовой части модели ВАЗ-2121 "Нива"

Теперь готовимся к сборке кузова, салона и дна.

🛠️ Самый главный лайфхак при сборке "Нивы" - это терпение!

Сборка модели ВАЗ-2121 "Нива"

Саратовскую "Ниву" не просто разобрать, а собрать обратно ещё сложнее! Помнится, раньше, пока у меня не было опыта работы с этими моделями, я, как огня, боялся браться за разборку "Нив". А сейчас уже придраконился 😄.

Ну, вот и всё! "Нива" готова и спешит отправится в дальнюю дорогу - порадовать своего обладателя!

Модель ВАЗ-2121 "Нива" после восстановления с открытыми элементами и родной коробочкойМодель ВАЗ-2121 "Нива" после восстановления (вид снизу)

Заключение.

Это была не первая и не последняя модель, которую я восстановил с использованием 3D-моделирования и 3D-печати. По сути, 3D технологии не знают границ, а, если есть определенный навык их использования, то можно восстановить или создать практически всё, что пожелаете.

Мне очень понравился результат проделанной работы: модель вновь обрела свою функциональность и была доукомплектована утраченными деталями, которые смотрятся вполне органично. Надеюсь, что мой заказчик тоже останется доволен результатом, учитывая, что эта модель для него очень дорога.

Модель ВАЗ-2121 "Нива" после восстановления с родной коробочкой

А пока, оставлю небольшую интригу и скажу, что впереди нас ждёт ещё много интересных проектов по восстановлению моделей и даже конверсий с фантазиями на тему. Так что, следите за новыми публикациями и не забывайте про кнопочку "Подписаться" 😉.

С уважением, Сержик Моделист.

#3d-принтер #3D печать #3D моделирование #anycubic #1:43 #масштабнаямодель #восстановление #тантал #ссср #ваз 2121

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Восстановление модели ваз-2121 "Нива" с помощью 3d технологий.