Лоу-сайд и Хай-сайд: а как разложишься ты?

В этой статье разберемся, что это за "сайды" такие, почему о них говорят, как о страшном звере, поджидающем мотоциклиста за каждым углом, почему они случаются и как этого избежать.

Привет. Давайте честно. Вариантов того, как #мотоциклист может разложиться, великое множество. Но специальные названия почему-то придумали только для двух видов падения. То есть, если вы просто завалили мотоцикл из-за слишком малой скорости, или байк врезался в преграду и потом упал - это не является ни лоу-сайдом, ни хай-сайдом.

А вот если вы слишком резко открыли газ в повороте, от чего колесо ушло в юз и затем произошло падение - это вот оно.

Лоу-сайд и Хай-сайд - это падения, которые всегда связаны с проскальзыванием одного или обоих колес.

Попробую наглядно пояснить, в чем разница между этими двумя видами падения. А заключается она в том, на какую сторону относительно стороны наклона мотоцикла происходит падение.

Если мотоцикл падает в сторону наклона - это лоу-сайд. Если в противоположную - хай сайд.

Очевидно, что лоу-сайд менее травматичен: вы падаете с небольшой высоты на дорогу и скользите по ней. При наличии экипировки, небольшой скорости и удачного стечения обстоятельств в виде отсутствия жестких отбойников, обрыва или автомобилей, под колеса которых можно угодить, вы, скорее всего отделаетесь несколькими ушибами, потрепанным экипом и большой кучей кирпичей в штанах. Только не думайте, что я говорю о безопасности лоу-сайда. Любое падение на мотоцикле опасно, кроме того, обстоятельства, скорее всего, будут не в вашу пользу. Однако, при прочих равных, хай-сайд намного опаснее.

При хай-сайде мотоцикл заваливается на в противоположную наклону мотоцикла сторону и буквально катапультирует райдера. При этом норовит догнать его и припечатать всеми килограммами, которые предусмотрели ему инженеры и добавил владелец. Как вы понимаете, даже без внешних факторов падение будет крайне жестким.

Так выглядит хай-сайд в моменте. Изображение из открытого источника "Яндекс Картинки"

Теперь давайте немного о причинах таких падений. Ранее было сказано, что и хай-сайд и лоу-сайд связаны с потерей сцепления колес с дорогой. Давайте я пропущу часть, в которой объясняю, что при срыве колеса траектория его движения перестает совпадать с траекторией движения мотоцикла, что делает его неустойчивым и приводит к падению. Думаю, знатоки в комментах расскажут это за меня.

Сначала просто обозначу, почему случается лоу-сайд. Причины могут быть "внутренними" - это те, которые зависят от мотоцикла и райдера. Сюда можно отнести пережатый в повороте тормоз (передний или задний) и резко открытый в повороте газ. И "внешними"- пятно масла или участок с песком (сюда же относятся битумные пятна, элементы металлических конструкций и так далее), на которой наехал байк во время поворота.

Теперь о хай-сайде. Начинается он по тому же сценарию, что и лоу-сайд: происходит срыв колеса. Но потом сцепление с асфальтом резко восстанавливается и вот мотоциклист уже отправляется в полёт. Это крайне редко происходит при проскальзывании переднего колеса, хотя и случается. Как правило, хай-сайд происходит примерно по такому сценарию: пережимается передний тормоз, после чего он резко отпускается, или резко открывается газ, что приводит к срыву колеса, после чего газ резко же закрывается.

Теперь о том, как избежать и того, и другого. Конечно, лучше этого не допускать - тормозами и газом нужно работать плавно, выбирать адекватный скоростной режим и быть внимательным на дороге. Но если вдруг колесо начало проскальзывать, есть несколько вариантов действий.

Если срыв колеса был вызван пережатием переднего тормоза - отпускайте его очень плавно. Вероятность, что вы не упадёте, небольшая, но она есть.

Если срыв вызван пережатием заднего тормоза - либо очень плавно приотпускайте его, либо оставьте его в таком положении и выравнивайте занос рулём.

Если срыв вызван резким открытием газа - либо все так же плавно приотпускайте газ, либо осторожно задействуйте задний тормоз.

Ну и в заключение. Как и все прочие навыки, работу с заносом стоит практиковать вне ДОПов. Гораздо лучше столкнуться с ним впервые в контролируемых условиях. Для этого лучше выбирать место с сыпучим покрытием, вроде гравия и песка. Так вы легче и на меньшей скорости сможете зайти в занос, а кроме того резина прослужит вам дольше.

На этом с вами прощаюсь. Ровных дорог!

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Лоу-сайд и Хай-сайд: а как разложишься ты?.