М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.
Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.
ИМЗ М-72 (1940—1961 годы) — на протяжении всего выпуска модернизировался, последняя модель получила даже короткорычажную вилку и алюминиевые ступицы колёс
М-72К — кроссовый мотоцикл для спортивных клубов, выпускался небольшими партиями. Облегчённый, с форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности достигнуто изменением фаз газораспределения, увеличением высоты подъёма клапана и расшлифовкой впускного и выпускного каналов. Мотоцикл М-72К имеет забор воздуха с верхней поверхности бензобака, улучшенные передние и задние грязевые щитки, двойное седло водителя и покрышки со специальным «кроссовым» рисунком протектора, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, переднюю вилку без фары, герметичные системы электрооборудования с магнето, привод которого состоит из двух шестерён. Ведущая шестерня вращается вместе с распределительным валом, а ведомая — вместе с промежуточным валом, установленным в передней крышке. Магнето соединено с промежуточным валом кулачковой муфтой. Значительное уменьшение веса достигнуто благодаря лёгкому боковому прицепу и облегчению ходовой части мотоцикла. На подвеске заднего колеса установлен фрикционный амортизатор, гасящий колебания задней подвески. Рукоятка управления дросселем — катушечного типа, что позволяет резко открывать дроссель при небольшом угле поворота рукоятки.
М-75М — спортивный мотоцикл с коляской на базе дорожного М-72. М-76 — спортивный мотоцикл-одиночка на базе дорожного М-72. М-80 — гоночный мотоцикл, созданный на Горьковском мотозаводе (ГМЗ) в 1946 году на базе дорожного М-72.
Маскот "Урал"Кросс ИМЗ-8-201
Ирбитский мотоциклетный завод серийно изготавливал по заказу ЦК ДОСААФ СССР спортивные кроссовые мотоциклы «Кросс» ИМЗ-8.201. Эти мотоциклы выпускались на базе серийных моделей и пригодны для соревнований ранга чемпионата области, зоны или республики.
Двигатель имеет повышенную мощность за счет применения поршня со сферическим днищем и увеличения степени сжатия до 8,5, что требует применения высокооктанового бензина АИ-93. Смазочная система выполнена без полнопоточного масляного фильтра. Зажигание осуществляется от магнето, что позволило отказаться от аккумуляторных батарей, снизить массу мотоцикла. И получить стабильную подачу искры и неприхотливую в целом систему зажигания.
Урал Кросс ИМЗ-8-201Урал Ретро Соло. Максимальная скорость 110 км/ч
Урал Ретро СолоУрал ИМЗ-8.1024 Кобра
Пытаясь повысить конкурентоспособность и занять новые ниши, инженеры из Свердловской области в 1997 году представили новую модель (ИМЗ-8.1024) мотоцикла, получившую звучное имя «Кобра». К настоящему моменту ИМЗ может похвастаться двумя десятками самых разнообразных мотоциклов.
Основная масса продукции отправляется за рубеж, и лишь 3% техники реализуются на рынках РФ и СНГ. Крупнейшим же экспортёром простых и надёжных «Уралов» является США, где зарегистрированы более полусотни официальных дилеров ИМЗ.
Это была не первая попытка создания русского чоппера, но предыдущая байкерская модель «Вояж», хоть и получилась «крутой» и «навороченной», оказалась слишком дорогой, особенно для рядовых россиян. Поэтому за новый, оригинальный и, главное, доступный аппарат взялись дизайнер В. Шевченко и инженер А. Строкин.
Стильная классическая рама с жестко закреплённым (без амортизаторов) задним 15-дюймовым колесом, низко расположенная силовая установка, горизонтальные хромированные трубы выхлопной системы, дисковая тормозная система, съёмный вместительный бардачок, установленный под бензобаком, а также яркая жёлто-чёрная «боевая» раскраска — таким получился новый чоппер «Урал», предназначенный российским байкерам.
Ходовую часть мотоцикла скопировали с ретро-моделей, добавив ей необходимой продольной жёсткости. Колеса, топливный бак и панель приборов позаимствовали у предшественника — мотоцикла Урал «Вояж». Двигатель использовали стандартный (650 кубиков), разместив его низко и слегка впереди.
Max скорость 130 км/ч.
Урал ИМЗ-8.1024 КобраУрал ИМЗ-8.1037 Gear-UP-ATGM
ИМЗ-8.1030 ATGM носитель противотанкового ракетного комплекса "Конкурс". Пусковая установка с тепловизионным прицелом. Этот мотоцикл может перевозить собственно ракетную установку, два выстрела к ней и боевой расчет. Стрельба из установки может вестись прямо с экипажной части мотоцикла.
Урал ИМЗ-8.1037 Gear-UP-ATGMAmbassador
Ирбитский мотозавод выпустил ограниченную версию "Урала" в честь своего 75-летия. Модель Ural Ambassador поступила в продажу в США, всего выпущено 25 штук.
Помимо традиционных аксессуаров, таких как запасное колесо, покупатели Ural Ambassador Limited Edition получат "набор для чрезвычайных ситуаций", в который входит бутылка водки, консервированные сардины и пачка жевательной резинки.
Урал AmbassadorДвигатель
Число тактов 4
Количество цилиндров 2
Количество клапанов на цилиндр 2
Конфигурация Оппозитный
Рабочий объем 745 см³
Диаметр цилиндра и ход поршня 78x78 мм
Максимальная мощность 40 л.с. при 5600 об/мин
Максимальный крутящий момент 52 Н•м при 4000 об/мин
Тип впуска Карбюратор
Рекомендуемое топливо АИ-92
Система охлаждения Воздушная
Система запуска Электростартер, кик-стартер
Трансмиссия
Тип коробки передач Механическая
Количество передач 4
Сцепление Двухдисковое сухое
Главная передача Кардан
Размеры и масса
Длина 2160 мм
Ширина 780 мм
Высота 1080 мм
Высота по седлу 760 мм
Колесная база 1490 мм
Дорожный просвет 170 мм
Сухая масса 200 кг
Полная масса 380 кг
Емкость топливного бака 19 л
Ходовая часть и тормоза
Рама Стальная дуплексная
Подвеска
Передняя Телескопическая вилка
Задняя Маятниковая с двумя амортизаторами
Тормоза
Впереди Дисковый гидравлический с 4-поршневым суппортом
Диаметр 295 мм
Сзади Дисковый гидравлический с 2-поршневым суппортом
Диаметр 245 мм
Диски
Впереди 2,5x18
Сзади 2,5x18
Кадр из фильма "Берегись автомобиля"Основные характеристики мотоцикла "Урал"Оказывается в СССР были спорткары.
Почему ты такой красава-мотоцикл?
"Татра". Легенда автопрома.
Много интересных фактов в разделе Альберта
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Легендарный мотоцикл "Урал".