Волжский автомобильный завод был основан в 1966-м, а первый серийный автомобиль сошел с конвейера в 1970-м. С тех пор прошло плюс–минус полвека. Принимая во внимание тот факт, что модельный ряд ВАЗа глобально обновлялся нечасто, история развития завода представляется весьма прозрачной и, кажется, лежит чуть ли не на ладони. Тем удивительнее, что за плечами завода и инженеров накопилось немало необычных и малоизвестных моделей. В этом материале Drom.ru расскажет о неизвестных, редких, а порой и откровенно странных проектах отечественного автопроизводителя.
1. Lada Gorbi
Концептуальная Lada Gorbi на редких снимках чем-то напоминает «космический» DeLorean. Автор проекта — немецкий промышленный дизайнер Луиджи Колани. Как и на каких условиях началось его сотрудничество ВАЗом — загадка. Но факт, что в 1987 году на агрегатах серийной «Нивы» родился незаурядный проект, практически полностью лишенный прямых линий — Колани уже тогда был известен в отрасли своей страстью к футуристичным концептам с округлыми формами.
Lada Gorbi — прототип от Луиджи Колани, сделанный в единственном экземпляреНесмотря на применение стандартных агрегатов, конечный продукт был необычен не только с дизайнерской, но и с технической точки зрения. Например, двигатель переместили в базу, сделав концепт среднемоторным, как, например, Porsche Boxster. Максимальная мощность мотора выросла до 200 сил, что в сочетании с небольшой массой концепта делало реальной «максималку» в 200 км/ч. Для лучшей управляемости и маневренности аппарат оснастили шасси со всеми четырьмя управляемыми колесами. Салон имел двухместную компоновку, а сама посадка была полулежачей: во время прыжков на трамплинах такая конфигурация снижала риск получения травмы.
Техническая начинка Lada Gorbi прикрывалась эффектным пластиковым кузовом, прорисованным Луиджи Колани в характерном для него стиле. Автомобиль больше походил на луноход. Почти что космический прототип был сделан в единственном экземпляре.
2. ВАЗ-2801 (ВАЗ-2102Э)
Под непривычным кодом ВАЗ-2801 скрывается не вполне обычный, но и не революционный внешне ВАЗ-2102. Да, у него отсутствуют задние боковые двери, а вместо остекления задней полусферы салона — стенка, но в целом — вполне узнаваемый облик. Тогда почему же этот проект получил отдельный индекс ВАЗ-2801? Все дело в том, что технически этот автомобиль серьезно отличался от серийной «двушки». У машины отсутствовала коробка передач, сцепление, топливный бак и… двигатель внутреннего сгорания. Это был электромобиль, но уже второй генерации.
Вазовский электрокар на базе «двушки» внешне отличался отсутствием задних боковых стекол и несколькими сервисными люкамиПервая же опытная партия вазовских электрокаров была готова уже в конце 70-х. Подтверждает этот факт репортаж советского телевидения, в котором сообщалось, что эти электромобили будут использоваться на Олимпиаде 1980 года. Отмечалось, что емкости батареи хватит на 85 км при скорости около 60 км/ч. Под капотом прототипа скрывался электромотор мощностью 12 кВт (16 л.с.). Над проектом работали не только инженеры ВАЗа, но и ученые специалисты некоего объединения «Источник».
Государственная комиссия в 1979 году одобрила перспективную разработку и рекомендовала машину для постановки на конвейер. В 1980–1981 годах была выпущена опытно-промышленная партия (47 экземпляров) предсерийного автомобиля с новым обозначением 2801. На прототипах второй серии мощность двигателя возросла до 25 кВт, что было эквивалентно уже 35 силам. У таких экземпляров вес никель–цинковых аккумуляторных батарей составлял 380 кг, а запас хода — 130 км. Но главное, что, в отличие от ранних прототипов, массу аккумуляторов воспринимал не несущий кузов, а специальная встроенная алюминиевая рама. Для доступа к батареям и их обслуживания на месте задней правой двери сделали люк. Еще один технический люк был в передней части, над бампером (их использовали от ВАЗ-21011). Максимальная скорость электромобиля составляла 87 км/ч, а грузоподъемность фургона — 320 кг.
Часть машин проходила ходовые испытания прямо на территории завода в Тольятти, где они использовались для перевозок почты, завтраков и для других внутризаводских целей. Несколько экземпляров ВАЗ-2801 работали вдали от автозавода. Говорят, что пара машин голубого цвета в 1983–1984 годах трудились в 34-м Московском автокомбинате. Целая группа электромобилей и вовсе ушла в Украинскую ССР, где обслуживала советские предприятия по ремонту телевизоров и другие организации.
Почему проект сегодня не помнят? Все дело в том, что опыт эксплуатации откровенно и без прикрас указал на слабые стороны — даже не вазовского продукта, а электромобилей в целом. Малый запас хода, отсутствие специализированных зарядных станций (с удлинителем не набегаешься, от обычной сети будешь заряжаться вечность), большой вес батарей, проблемы с их утилизацией, но главное — высокая стоимость электрооборудования, а следовательно, и всего проекта. Все эти факторы в совокупности поставили крест на идее.
3. «Мега-Лада», «Желтая Акула», ВАЗ-21106 GTI и другие заряженные «десятки»
Проект спортивной машины на базе гражданской «десятки» начался в гараже. Никита Матюхин — бывший сотрудник дизайн-центра ВАЗа, в 90-х ушедший в свободное плавание и занимавшийся изготовлением аэродинамических обвесов — по старым сайтам получил заказ на разработку обвеса для будущей спортивной «десятки». Машину пригнали в гараж, где и началась работа.
Лепить пришлось в ударном темпе, чтобы успеть к Московскому автосалону, где планировали показать готовую версию. Поиск решений велся прямо в пластилине, впрочем, это был фирменный почерк Матюхина. В процессе лепки обвеса направление работ постоянно координировалось с заводскими конструкторами, отвечающими за начинку проекта. Согласовывался вынос колес, ход подвески, аэродинамические характеристики.
Обратите внимание: Пятерка самых недооцененных мотоциклов Harley-Davidson.
Пластилиновый макет одобрили, и он стал основой для эпоксидных матриц.Проект будущей спортивной машины на базе «десятки» начался в гараже. На фото — прототип в процессе подготовки аэродинамического обвесаГотовый кузов с навешенными деталями отвезли на «Мега-Ладу» для покраски, установки агрегатов, интерьера и подготовки к автосалону. Готовый проект решили назвать «Желтой акулой». На все работы с нуля ушло всего два месяца, машину показали на выставке и получили пусть не восторженные, но одобрительные отзывы. Желтый седан стал прототипом для мелкосерийного ВАЗ-21106.
Из прототипа на «Мега-Ладе» сделали концепт «Желтая акула». Со временем из него выросла заряженная «десятка» ВАЗ-21106Под индексом ВАЗ-21106 скрывались разные версии «десятки». Самая редкая и необычная из них — с кузовом купе. Но отличия были не только в двухдверном кузове, расширенных колесных арках и специальном обвесе. Таких «десяток» выпустили всего 150 экземпляров. Впрочем, наряду с купе существовал и вполне обычный на первый взгляд седан, хотя на самом деле он также заметно отличался от стандартной модификации тем же пакетом доработок.
«Десятка»-купе на самом деле больше, чем просто «десятка»Изначально под капотом ВАЗ-21106 скрывался 2,0-литровый двигатель Opel C20XE (150 л.с. и 198 Нм) с системой управления Bosch Motronic M2.8 и коваными поршнями, в паре с ним работала опелевская же МКПП, а в конструкцию автомобиля интегрировали подрамник и задний стабилизатор поперечной устойчивости. Кроме того, в сравнении с обычной «десяткой» колея модели 21106 была расширена на 76 мм. Наличие кондиционера, подогрева передних сидений и гидроусилителя ZF в российском автомобиле в то время было поводом для гордости. Позже мотор заменили на C20SE мощностью в 136 л.с., который считался значительно менее удачным, чем первый агрегат.
Опелевский мотор в сочетании с доработкой кузова и шасси делал из «десятки» весьма прыткий автомобиль. Разгон до сотни за 9,5 секунды, максимальная скорость — 205 км/ч. Спидометр размечался до 240 км/чПримечательно, что большинство кузовов для 21106 сделали сразу — в 1998 году, а уже собирали «супердесятки» по мере поступления заказов до первой половины нулевых. Немецкие агрегаты делали реальными разгон до «сотни» за 9,5 секунды (по вазовским меркам достойно, обычной «десятке» требовалось на 3 секунды больше) и максимальную скорость в 205 км/ч (вместо 185 км/ч на обычной «десятке»).
4. ВАЗ-2110 «Премьер» и LADA Consul (ВАЗ-21109)
Откровенно странная версия ВАЗ-2110 «Премьер» — известный в России седан десятого семейства с... удлиненной колесной базой. Модель, незаурядная не столько по исполнению, сколько по идеологии. Своего рода седан для бедного заднего пассажира и, видимо, еще более бедного водителя. Чисто теоретически, да и то с натяжкой, целевой аудиторией машины могли стать таксисты или люди с очень высоким ростом. Иначе объяснить существование «премьерной» модели затруднительно.
Лонг-версия седана гольф-класса — это что-то необычное не только для российского, но и мирового автопрома. Если такие машины где-то и востребованы, то только в КитаеНо оказалось, что «Премьер» — всего лишь разминка. В 1997 году вазовцы представили растянутую версию все той же «десятки» — Лада-«Консул» (ВАЗ-21109) — чей кузов удлинили аж на 700 миллиметров. Вышел очень необычный представительский лимузин с подушками безопасности, ABS, кожаным салоном, климатической установкой, легкосплавными колесными дисками и… двигателем от ВАЗ-2112. Вероятно, троллейбус был чуть быстрее вазовского VIP-шаттла. Несмотря на свою длину, машина могла принять на борт не более четырех человек — двоих спереди, двоих сзади. Остальное пространство в салоне занимали столики, а также встроенный бар, портативный холодильник и видеомагнитофон с небольшим телевизором. Почти как в Maybach.
По-настоящему странный продукт — LADA Consul — лимузин на базе «десятки» с удлиненной на 700 мм колесной базой5. ВАЗ-2108 тарга, кабриолет, ландо
Если не все, то многие знают о существовании Porsche 911 Targa или Chevrolet Corvette с аналогичным типом кузова. А вот о факте существования такой «восьмерки» осведомлены единицы. К 1988 году на ВАЗе сделали единственный экземпляр ВАЗ-2018 «Тарга». Вазовские дизайнеры (автор внешнего облика машины — Владислав Иванович Пашко) полностью преобразили хвост базового хэтчбека: кузов стал трехобъемным, с отдельным багажником. Конструкцию дверей усилили, правда, и остекление пришлось разделить на две части — неподвижный стеклянный треугольник и опускаемую часть. Проект вышел потенциально интересным, но не особо жизнеспособным в условиях советско-российской действительности того времени. Поэтому не удивительно, что впоследствии его уничтожили.
«Восьмерка»-тарга и «восьмерка»-«кабриолет — немного разные вещи. Кузов «тарга» воспринимался более законченным, но прототип проекта был выпущен лишь в единственном экземпляре и впоследствии уничтоженВыбрав концепцию тарги, инженеры практически избавили себя от проблем с ухудшением жесткости кузова, которые неизбежно возникают при строительстве кабриолета.
Выбрав концепцию тарги, инженеры практически избавили себя от проблем с ухудшением жесткости кузова, которые неизбежно возникают при строительстве кабриолета.
В полноценный же кабриолет «восьмерку» превращали в основном за рубежом. Иностранные импортеры и дилеры стремились расширить и закрепить успех местами весьма популярных «Самар», нащупывая новые рыночные ниши. Одним из самых известных проектов стал кабриолет Лада «Наташа», реализованный бельгийской компанией Scaldia–Volga.
Lada Natasha — полноценный кабриолет, разработанный при помощи российских инженеров и выпускающийся в ЕвропеЯвляясь сильнейшим зарубежным импортером Lada, «Скалдия-Волга» вполне могла позволить себе такую роскошь, как заказать разработку кузова «кабриолет» специализированной бельгийской же фирме Garage Meeus. Впрочем, в этой работе принимал участие и сам ВАЗ. Внешность дорабатывал Владимир Ярцев, усилением кузова тоже занимались российские специалисты. Первый опытный образец кабриолета был построен в 1989 году, а публичный дебют уже серийного варианта новинки состоялся на Брюссельском автосалоне в январе 1990 года.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Топ-10 самых необычных и малоизвестных автомобилей на базе моделей ваз.