Сейчас турбонаддувом уже никого не удивишь – этой технологией оснащают даже скромные двигатели микролитражек. Однако ранее турбинами оснащали разве что спортивные модели. Пришел турбонаддув из мира гонок, а пионером его внедрения на серийных автомобилях стала марка Porsche со знаменитым 911 Turbo.
Прототип Porsche 911 Turbo, 1973 год
Идея создания Porsche 911 Turbo родилась в начале 70-х, причем у ее авторов на уме были как раз автогонки. Немецкие инженеры собирались внедрять турбонаддув на гоночных 911 и для допуска к соревнованиям необходима была серийная версия, выпущенная в количестве не менее 400 единиц.
Первый серийный Porsche 911 Turbo 1975 года
Поэтому Porsche 911 Carrera (в кузове 930) с 3,0-литровой оппозитной «шестеркой» оснастили турбонагнетателем, что подняло мощность до 260 л. с. Примечательно, что охлаждение осталось воздушным, как у всех Porsche тех лет. Заодно для улучшения управляемости расширили заднюю колею и установили огромное антикрыло.
Сзади установили огромное антикрыло
Под названием Porsche 911 Turbo купе дебютировало на Парижском автосалоне 1974 года, а в начале 1975-го – поступила в производство. Для своего времени характеристики автомобиля на прямых впечатляли – он разгонялся до 100 км/ч за 5,5 с и развивал 250 км/ч. А вот на извилистых дорогах заднемоторный 911 требовал умелой руки, ведь легко уходил в занос.
Турбина подняла мощность оппозитного двигателя до 260 л. с.
Поначалу планировали выпустить лимитированную серию из 400 Porsche 911 Turbo, однако спрос оказался высоким, а потому производство продолжили. К тому времени уже был готов гоночный Porsche 934 мощностью 485 л. с., способный достичь 305 км/ч. Таких машин выпустили 31 и они отметились двумя чемпионствами в американской серии Trans Am (в 1976 и 1977 годах) и многочисленными победами в европейских соревнованиях.
Гоночный вариант Turbo — Porsche 934
К 1978 году собрали свыше 2800 Porsche 911 Turbo и модель решили обновить. Купе получило новый 3,3-литровый двигатель: мощность выросла до 300 л. с., а крутящий момент увеличился с 330 до 412 Н∙м. Разгон до 100 км/ч занимал 5,4 с, а максимальная скорость выросла до 260 км/ч.
Porsche 935 K3 — покоритель Ле-Мана 1979 года
Параллельно для гонок создали еще более экстремальный Porsche 935. С 2,8-литрового двигателя сначала сняли 600 л. с., а на более поздних версиях добавили еще одну турбину и получили целых 845 л. с. В добавок, купе облегчили до 1025 кг и разработали для него аэродинамический пакет с огромным антикрылом. Результат – 2,8 с до 100 км/ч и максимальные 367 км/ч.
Porsche 911 Turbo Cabriolet 1986 года
На счету Porsche 935 – свыше 150 побед в различных автогонках. Он снова принес немецкой марке чемпионство в Trans Am, пять раз выигрывал 12-часовую гонку в Себринге (1978-1982) и шесть раз – 24-часовое соревнование в Дайтоне (1978-1983). Но лучшим достижением стала победа в легендарной 24-часовой гонке в Ле-Мане 1979 года. По сути, доработанный Porsche 911 Turbo оставил позади специально созданные спортпрототипы.
Porsche 911 Turbo Flachbau 1986 года с выдвижными фарами
Ну а дорожный Porsche 911 Turbo постоянно дорабатывали. В 1983 году мощность подняли до 330 л. с. и максимальная скорость выросла до 278 км/ч. Мелкими сериями начали выпускать версии с кузовами кабриолет и тарга. Кстати именно на базе 911 Turbo создали 450-сильный лимитированный Porsche 959.
Porsche 911 Turbo Targa, 1987 год
А еще появился очень оригинальный Porsche 911 Turbo Flachbau с полностью новой передней частью и выдвижными фарами. Правда, такая версия была на 60% дороже стандартного Turbo, а потому выпустили только 985 автомобилей. Сейчас это коллекционный раритет.
Обратите внимание: Страницы истории Citroen DS: французская богиня.
Суммарно же всех 911 Turbo первого поколения до 1989 года собрали 21 589 – гораздо больше, чем любой другой модели тех лет со схожими характеристиками.Porsche 911 Turbo второго поколения, 1990 год
Поскольку в 1989 году дебютировал новый Porsche 911 (в кузове 964), то год спустя представили и его флагманский вариант Turbo. Поначалу он сохранил 3,3-литровый двигатель предшественника мощностью 320 л. с., а в 1993 году его оснастили новым 3,6-литровым 360-сильным турбомотором. С ним разгон до 100 км/ч занимал 4,7 с, а максимальная скорость достигла 280 км/ч. Впервые обязательной стала ABS. Еще более экстремальным стал 380-сильный вариант Turbo S, но таких купе собрали лишь 90, причем 39 – в исполнении Flachbau. Всего же выпустили 5336 авто второго поколения.
Porsche 911 Turbo S Flachbau 1994 года
Линейка 964 выпускалась недолго и уже в 1995 году появился Porsche 911 Turbo третьего поколения (индекс 993) со свежим обтекаемым дизайном. Его 3,6-литровый двигатель получил две турбины, что подняло мощность до 408 л. с. Впервые автомобиль оснастили 6-ступенчатой механической трансмиссией и полным приводом.
Porsche 911 Turbo 1995 года
Три года спустя предложили 450-сильный Turbo S, способный разгоняться до 100 км/ч за 3,9 с и развивать 296 км/ч. А еще впервые появился Porsche 911 GT2. По сути, это была заднеприводная облегченная версия купе с огромным антикрылом и 430-сильной версией мотора.
Porsche 911 GT2 1995 года
Porsche 911 Turbo в кузове 996 выделялся нестандартным дизайном передней оптики и впервые получил двигатель жидкостного охлаждения. Мощность не слишком изменилась – 420 л. с. в стандартной версии и 450 л. с. – в Turbo S. Зато впервые предложили автоматическую трансмиссию Tiptronic и улучшили поведение автомобиля на малых скоростях, ведь Turbo позиционировали, как спортивную модель на каждый день.
Кабриолет Porsche 911 Turbo 2000 года
К тому же, с этого поколения большими сериями начали выпускать и кабриолет. Остался в линейке и GT2 – на этот раз уже с 480 л. с. Кстати, именно он стал первым серийным автомобилем в мире с карбоново-керамическими тормозами.
Porsche 911 GT2 2000 года первым в мире получил карбоново-керамические тормоза
Porsche 911 Turbo 2006 года (997) вернулся к классическому дизайну передней части, а его 3,8-литровый двигатель дополнили более эффективными турбинами с изменяемой геометрией, что подняло мощность до 500 л. с. С 2010 года мощность выросла до 530 л. с., а максимальная скорость – до 315 км/ч. Новая трансмиссия с двумя сцеплениями PDK существенно улучшила динамику – 3,3 с до 100 км/ч.
Porsche 911 Turbo 2006 года
В третьем тысячелетии мощность двигателей Porsche 911 Turbo серьезно выросла. Так, в поколении 991 2010 года предлагались версии на 530-560 л. с., а после обновления двигатели развивали уже до 600 л. с. Максимальная скорость достигла 330 км/ч, а экстремалам подготовили даже 700-сильный 911 GT2 RS. Появились активная подвеска и управляемые задние колеса, автомобиль стал гораздо послушнее в управлении.
Porsche 911 Turbo 2013 года
К слову, с 2016 года практически все Porsche 911 перешли на турбомоторы. Однако за 911 Turbo сохраняется особый статус флагмана и знаменитое название ему решили не менять.
Porsche 911 GT2 RS 2017 года
Сейчас в производстве уже седьмое его поколение, оснащенное 3,8-литровым 650-сильным мотором. Автомобиль не только способен разогнаться до 100 км/ч за 2,7 с, но и неплохо приспособлен для повседневной езды – в своем классе он считается одной из самых быстрых и одновременно самых практичных моделей.
Новый Porsche 911 Turbo 2020 года
Метки: Porsche, Porsche 911, Porsche 911 Turbo Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 03' 2021Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Страницы истории Porsche 911 Turbo: пионеры турбонаддува.