Музыкальный фильм «Небесный слизень» был снят в 1945 году режиссером Семеном Тимошенко по собственному сценарию и имел фантастический зрительский успех. Еще талантливые и любимые всеми актеры, отличный сюжет и развитие сюжета. Все сыграло на руку фильму. Увы, как это обычно бывало в СССР, официальная пропагандистская машина фото не приняла. Ей вторили «авторитетные» критики, в основном у низов государства. В чем обвиняли фильм? А то, что он насквозь пропитан пошлостью и фальшью. И что это светло. Вообще во всех смертных грехах. Но зритель воспринял это по-своему. Люди, уставшие от войны, видевшие ее, потерявшие близких, увидели ее не как пародию, а просто как смешной и очень близкий им фильм. Я не буду писать о том, что он продолжает быть популярным и по сей день. А о том, что песни из него стали по-настоящему популярными и всеми любимыми. Я думаю, все видели картину и мне не нужно пересказывать сюжет. Это будет пустая работа. Давайте внимательно посмотрим на автомобили и мотоциклы на картинке. В конце концов, здесь полно машин, которые мы больше никогда не увидим. Итак, главное начать! Идти!
Грузовик ГАЗ-ААА нельзя назвать удачным. Как мне подсказал мой друг Сергей Арбузов, он неоднократно видел в архивах документы, в которых представители Горьковского автозавода сами просили Наркоммашиностроение, а позже Наркомат среднего машиностроения освободить их от этого автомобиля . Так как инженеры из Горького посчитали его конструктивно неудачным и совершенно ненужным. Все-таки любая модель того периода могла бы позавидовать количеству техники, выпущенной на шасси ААА. То есть смотрите, у машины заведомо неудачная конструкция, а ведь на шасси строят и грузовики и бронетехнику и многое другое. Но дело не в этом. На первых же кадрах картины, когда летчик-истребитель Булочкин сбивает вражеский бомбардировщик и фактически падает вместе со своим самолетом, к месту аварии мчится необычный грузовик с тремя осями. Может показаться, что это ГАЗ-05-193, построенный на базе ГАЗ-ААА. Но этот автомобиль использовался как штабной. В пассажирском салоне установили стол, стулья и даже обогреватель. На окнах тоже были шторы! Но вот окна закрашены, и оказывается, что это очередная модификация ГАЗ-ААА, а именно санитарная версия ГАЗ-05-194. Он имел продольные скамьи и мог вмещать до четырех носилок. Причем выпускался этот агрегат строго с 1941 по 1945 год. На сегодняшний день, насколько мне известно, не сохранилось ни одного оригинального экземпляра. В качестве силового агрегата использовался стандартный «газовый» четырехцилиндровый двигатель объемом 3200 кубометров и мощностью 50 лошадиных сил.
Также на поле можно увидеть мотоцикл, о нем я хочу рассказать чуть ниже и хорошо всем известный, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу Willys MB.
Теперь о мотоцикле. В момент, когда выписанный из госпиталя паровоз Булочкина привозят к месту дислокации. Мы видим мотоцикл, стоящий в палисаднике. Это модель Л-300. Первый отечественный крупногабаритный мотоцикл. Я, конечно, не смогу определить производства какого завода машина, но скорее всего это все-таки завод из Ленинграда "Красный Октябрь". Так как давно не производился на фирме Промет. По сути, это нелицензионная копия немецкого автомата DKW Luxus 300. Конструктивно он повторил его практически полностью. Силовой агрегат одноцилиндровый, двухтактный объемом 295 кубов и мощностью 6 лошадиных сил. Передачи переключались вручную, привод был цепным. Большая часть из почти 19 тысяч экземпляров поступила на вооружение Красной Армии.
И вот первый полет наших героев. Они должны бомбить цитадель нацистов. Как видно команда пришла. Итак, по порядку. Первый мотоцикл в кортеже — тот самый L-300, который мы уже видели.
За ним мотоцикл с коляской. А это скорее всего НСУ-351-ОСЛ. Автомобиль уникален в своем роде. Кстати, его разработал не немец, а англичанин в 30-х годах прошлого века. Уолтер Уильям Мур был представителем английской мотоциклетной школы, знаете ли, как с пивом. Бельгийцы и раньше пили этот пенный напиток, и они всегда ограждают себя от немецкого закона о пивоварении. Точно так же Мур создал машину, принципиально отличную от классических немецких мотоциклов. Поэтому у него был одноцилиндровый, вертикальный, верхнеклапанный двигатель с распределительным валом в головке блока цилиндров. При объеме 346 кубометров он имел мощность 18 сил и мог разгоняться до 110 км/ч. Исправить в версии без коляски.
За НСУ следует вездеход Horch-901. Это яркий представитель семейства Kubelwagen. Он был построен на стандартном рамном шасси с постоянным полным приводом. Двигатель V-образный 8-цилиндровый с горизонтальными клапанами объемом 3,5 литра, мощностью 80 лошадей. Крутящий момент передавался через синхронизированную механическую 4-ступенчатую коробку передач. Также имелась 2-ступенчатая раздаточная коробка и блокируемый межосевой дифференциал. Подлесок всех колес независим. По бокам находились запасные колеса, выполнявшие функции опорных катков. Но перед нами не простой вариант, а машина с индексом Kfz.21 или штатная (генеральная) модель под названием Typ 40.
Opel Olympia следует за служебным автомобилем. Это не Кадетт, послуживший основой для модели Москвич-400. Этот автомобиль изначально выпускался только с двухдверным кузовом. Но перед нами автомобиль второго поколения с закругленной решеткой радиатора. В первых вариантах она была плоской. Четырехцилиндровый верхнеклапанный двигатель объемом 1500 куб м и мощностью 37 сил мог разогнать машину до 110 км/ч.
В момент, когда в аэропорт прибывает корреспондент «Пионерской правды» и начинается налет немецкой авиации, мы видим, как Валя бежит тушить «зажигалку». Сначала мы видим нос грузовика. Это без сомнения модель ГАЗ. Потом он с другой стороны, и только после того, как машина тронется с места, можно заметить, что перед нами ГАЗ-ААА. И видимо в виде автоцистерны БЗ-38 с баком обтекаемой формы емкостью 1500 л. Это точно довоенная модель, у модификации БЗ-38У, которая выпускалась в 1941 году, шланги располагались прямо на баке.
Не менее интересный автомобиль появится в кадре на несколько секунд ближе к концу картинки. В тот момент, когда корреспондент Валя приедет в штаб, машину остановит друг Булочкина Семен Туча. А здесь мы видим газогенераторную модификацию на базе ГАЗ-АА. На раме, с левой стороны корпуса, крепился бункер для сжигания топлива, с правой стороны, которая нам не видна, помещался фильтр тонкой очистки. Фильтр грубой очистки располагался под загрузочной площадкой. Вентилятор, нагнетавший воздух в бункер, располагался под левым передним крылом. Красная Армия эксплуатировала более 1000 газогенераторных машин.
Кстати, наш герой летает на биплане У-2, переименованном в честь создателя в ПО-2 в 1944 году. Вот почему корреспондент Валя говорит Булочкину: я думал, ты Ас, а ты Удвас.
Фильм очень легкий и смешной. И хотя критикам он не понравился, он действительно стал одним из самых популярных фильмов о войне.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Предлагаю посмотреть на фильм иначе.