В 16 лет получить в пользование полноценную хорошую технику с двигателем - настоящее счастье для юноши. И это счастье свалилось тогда на меня. Но в отличие от многих, мои подходы к реализации тех или иных целей в плане техники немного отличался от тех, которые были типичны для большинства ровесников. Моей целью была далеко не езда по городу и медленное убивание агрегатов скутера, а воплощение в реальность настоящего проекта, который позволил бы мне влиться в культуру такого вида мотоспорта, как стантрайдинг.
Эта публикация по большей части будет техническая!
Покупка и первые изменения.
И вот момент, когда ты приходишь после уроков домой, а в гараже стоит он. Холодным ноябрьским днём отец забрал "ямаху" у прежнего хозяина и даже успел прокатиться.
Я родился в Воронеже и так получилось, что своё основное время в юности я проводил не дома, а в другом конце своего родного города, так как школа находилась именно там. Новые знакомства держали меня в этом месте и я возвращался туда вновь и вновь. Моё учебное заведение находилось в дворовой территории, поэтому различные круги общения формировались довольно быстро, образовывались компании. Среди этих компаний у некоторых подростков в одно время стали появляться небольшие скутеры, которые не отличались особо опрятным видом, однако их техническая составляющая позволяла им выдергивать свои “табуретки” на заднее колесо. Не совсем легальное движение "скутеристов-стантрайдеров", которое именовалось FZM (Freestyle Zone Motorcycles), начало набирать свои обороты в Воронеже как раз во время моих юных лет, когда в голову приходили самые различные идеи. Так в моей голове и появились мысли о покупке своей первой в жизни техники с ДВС, причём не только для повседневной езды, но и для использования её в стантрайдинге, хоть и не совсем легальном. В конце концов, все мы понимаем, что в 15 лет, увидев такое, точно захочешь стать таким же "крутым парнем".
-------------------------------------------------------------------------------
Выдержка из моей первой публикации "Молодость на двух колёсах".
Насмотревшись на ровесников, которые всячески модифицировали свои "табуретки" на колёсах, я загорелся идеей. У меня не было желания использовать скутер для "поездки за пивом в ларёк". Суть тут была совершенно в другом. Отныне все деньги с обедов собирались исключительно на какую-нибудь новую детальку для моего нового скутера! Стоило бы отметить, что при этом я старался не терять чувство вкуса. Даже в свои 16 лет я старался максимально аккуратно внедрять какие-либо изменения в свою технику.
Сразу же пришла в голову идея поменять стоковые колёсные диски. Выбор пал на комплект колёс от Yamaha Aerox. Так совпало, что я с классом отправился в Москву на экскурсионную поездку, где провёл несколько ночей. В этот момент получилось встретиться с продавцом, у которого эти колёса я и забрал. А ещё, по случайному стечению обстоятельств, наш отель, где мы заселились с учителями, оказался всего в километре от магазина, который занимался продажей импортных запчастей на скутеры. В тот же день я приобрёл новенький вариатор Polini Hi-Speed.
Перед отъездом мои ровесники тащили по московскому вокзалу сумки со своими вещами и сувенирами из Москвы... Я же нёс в руках два колеса, из рюкзака торчала упаковка комплекта вариатора, а на лице улыбка до ушей))
В Воронеже меня ждало увлекательное приключение в стиле "как поставить эту штуку вон туда". На помощь пришли как раз те ребята, с которых я взял пример и купил скутер.
Если тогда вариатор встал на скутер идеально, то комплект колёс не совсем. Проблема заключалась в том, что для установки заднего колеса должен быть установлен дисковый тормоз, а на Yamaha Slider в стоке идёт барабан. У меня были планы на будущее, касаемые задней тормозной системы, поэтому ситуация с колесом была не сказать, что тупиковая. Колесо от “рокса” я отложил в гараже до лучших времён, катался на стандартом десятом “бублике”.
Задняя тормозная система.
Следующим этапом модернизации стала та самая задняя тормозная система. Не сказать, что у меня прямо сильно горело устанавливать всю эту ересь на скутер, ибо барабан тормозил ни чуть не хуже, на самом-то деле, что удивляло не только меня. Тем не менее, дело по реализации задней тормозной системы пошло. Первым шагом стало наваривание аргоном небольшого “ушка” на заднюю часть картера, а так же стачивание частей барабанного тормоза на картере, которые мешали установке ступицы с диском.
Могу сказать, что аргонщик немного накосячил с расположением уха на картере, так как одна колодка стиралась намного больше другой, но что уж поделать. Главной проблемой стало вовсе не приваренное “ухо”, а небольшой сюрприз от москвича, который продавал мне комплект ЗДТ для скутера. Все запчасти были Б/Ушные, и я прекрасно об этом знал. Продавец заверял меня, что всё исправно. После установки, систему толком прокачать не удалось, тормозная машинка подтекала, также тормозуха шла в районе одного из поршней в суппорте. В ответ на вопросы, продавец просто слился и кинул в чс. Передаю привет, если ты читаешь это.
Как истинный "механик", я не придумал ничего лучше, как просто замотать машинку каким-то пакетом, чтобы пластик не запачкать. Итогом стало жёсткое падение с заднего колеса прямо перед машиной полиции из-за провала ручки тормозной машинки. И это спустя месяц (или даже больше, не вспомню точно) после её установки. Впоследствии я извлёк из этой ситуации очень хороший урок.
Если ты решаешься использовать свою технику на максимум, что уже подразумевает определённые риски, особенно в каком-либо моторном виде спорта, надо быть уверенным во всех агрегатах на 100% и ни чуть не меньше, иногда это может стоить твоих костей, если не жизни. Про результативность вообще молчу. Особенно об этом стоит помнить, если ты собственноручно собираешь какой-либо узел или технику целиком.
Лицом к лицу. Первое в жизни вскрытие двигателя или “метод тыка”.
До появления скутера, я в жизни даже капот на автомобиле не открывал. С раннего возраста я полностью завис в компьютере до 16 лет. Я не представлял, как вообще работает ДВС и за каким хреном нужен карбюратор. Полный ноль, грубо говоря. Что уж говорить, если первым моим “обслуживанием” стала сборка/разборка пластика и замена воздушного фильтра, причём последнее было для меня просто фантастикой. Но в один прекрасный летний день 2016 года я решил для себя, что скутер едет слабовато, хотя настроено всё идеально. Ни с того ни с сего решил залезть в поршневую. Мне было 16 лет. Можете догадаться, какой был результат, учитывая, что залез я в неё без какого-либо опыта и даже представления?
Посмотрел я на поршень и шатун. Прикольно, что-то новое.
Обратите внимание: Премьера Volkswagen Golf R: самый быстрый в истории.
Первый двигатель в жизни в глаза вижу. Собрал назад. На старых прокладках, которые с завода стояли, после чего скутер ехать просто перестал.Написал всем, кого знал из скутеристов. Посоветовали какой-то магазинчик с китайскими комплектующими. Купил там набор прокладок, которые не подошли и их пришлось подрезать. Но это была мелочь по сравнению с тем, что было дальше. А дальше надо было притянуть головку цилиндра четырьмя гайками, что я и сделал.
Знакомство с двигателем прошло незабываемо :) Шпильку выкручивали долго, самыми разными методами. Подключили всех, даже сварщиков. Когда всё-таки её вытащили, в моей голове созрел план по сборке новой конфигурации, только на этот раз уже ознакомившись с инструкциями по сборке. Родители поддержали, за что спасибо им огромное.
Несколько конфигураций.
Я сам не заметил, как пришёл к этому. Однако, не могу сказать, что всё случилось само по себе. Я поднял множество мануалов, обучалок на ютубе, отзывов о деталях и т.д. Если для кого-то замена конфигурации является обычной заменой железок, то у меня к этому процессу особое отношение. Если не вспоминать обмотанную пакетом тормозную машинку, то изначально, ещё до появления скутера, я был придирчив к мелочам, а когда дело коснулось сборки нового конфига, то меня окончательно переклинило.
"Конфиг" или "конфигурация" - это определённая сборка, совокупность некоторых деталей, установленных и настроенных на какой-либо технике.
Боюсь о чём-то недорассказать, так как было это 4 года назад. Конфигурация в реальности могла немного отличаться от того, что я распишу здесь.
- ЦПГ Malossi Sport 70cc (поршневая, цилиндр чугун)
- Игольчатый подшипник шатуна вроде бы Polini, честно не вспомню
- Коленвал не трогал, сток
- Карбюратор Dellorto 17.5
- Впускной патрубок Malossi
- Вариатор Polini Hi-Speed
- Сцепление сток
- Выпускная система LeoVince Touring
- Задний дисковый тормоз, суппорт Brembo с Yamaha Aerox
- Колеса от Yamaha Aerox
Не помню, во сколько вышел конфиг, но он того точно стоил. После последовательной аккуратной сборки, скутер начал ехать абсолютно иначе. На низах это просто был какой-то зверь, с ручки вставал на заднее колесо.
На данной конфигурации я отъездил один сезон. В 2017 году произошли некоторые изменения, а именно:
- Выпускная система Yasuni R (уже полноценный резонатор)
- Коленчатый вал Athena
- Корневые подшипники коленчатого вала SKF
- Сальники коленчатого вала Corteco
- Расточка цилиндра на 1 ремонт, новый поршень с кольцами
- Руль Renthal 7/8"
- Полноценный съёмный бугель с пегами, аккуратно сваренный моим одним знакомым
- Новые колёса от Aprilia SR50
- Вариатор Malossi Multivar
- Ремень вариатора Athena
И конфигурация, и внешний вид скутера стали настоящим эталоном для меня. То, о чём мечтал в 16 лет, я собрал спустя год. Сказать, что я тогда был счастлив - ничего не сказать.
Нельзя не упомянуть о том, что с 2017 года я хранил его у себя в квартире. На зимовке стоял прямо у кровати.
Финал истории. Подтверждение урока.
Ничего не предвещало беды в этот очередной тёплый день. 22 сентября 2017 года поздним вечером я выехал с гаража в сторону дома. Пересёк мост, соединяющий две части моего родного города. Клонило в сон, но ситуацию вроде бы контролировал. Очередной перекрёсток, зелёный сигнал светофора. Вдруг, со встречной полосы на пересечении проезжих частей начинает совершать резкий поворот автомобиль. Оттормаживаюсь, не успел. Удар в правое заднее крыло ТС, перелетаю через багажник. Приземлился, как будто на кровать - экипировка дала о себе знать. Автомобиль сначала скрылся, потом вернулся к месту ДТП. Как рассказал водитель, он попросту не увидел меня, потому что потухла фара на скутере, а я этого вовремя не заметил. Вот такие дела.
Когда летел, думал о том, что будет с моим двухколёсным товарищем. О себе почему-то в последнюю очередь задумываешься. Быть может, потому что свою душу в него вложил в полной мере, не могу объяснить. Хотя сейчас-то уже понимаешь, насколько повезло мне остаться невредимым.
Вид был плачевный. Повезло, что не повредил колесо, хотя погнул траверсу и перо. До конца года всё-таки смог его собрать по частям. Пришлось приобрести:
- Вилка в сборе
- Комплект пластика
- Подшипники рулевой
- Фара
Был еще интересный момент с поршневой, когда удачно помыл его перед тем, как загнать на зимовку. Каким-то непонятным мне образом сальник коленвала оказался негерметичен в тот момент, когда я мыл скутер. Вода попала через щель, где раньше стоял маслонасос и осталась в небольшой камере, в которой был непосредственный контакт с сальником. Водичку затянуло по полной и скутер пришлось тащить с одного конца города на другой пешком. Всё прочистил, поршневую пришлось расточить (и так было в планах), сальники с подшипниками поменял, собрал. Поехал как будто ещё лучше. Но к тому времени интерес уже пал на более серьёзную технику, ведь хотелось попробовать уже пересесть на мотоцикл с полноценной коробкой передач. Если бы не материальные проблемы, то я с радостью оставил бы своего друга, но денег не хватало катастрофически на новую технику.
P.S.
Я искренне хотел бы рассказать больше. На самом деле, это огромная история о том, как обычный кусок железа, чем я считал ранее всю подобную технику, стал для меня настоящим другом, как он подарил мне счастливые годы и неповторимые эмоции, как познакомил меня со многими интересными людьми. На нём я учился самым обыкновенным базовым элементам стантрайдинга, но именно он открыл для меня этот мир. Искренне считаю, что если вложить свою душу в любую технику, то она обретёт жизнь. Она будет с твоей душой. Я научился чувствовать, когда иногда стоит сбавить нагрузку на тот же мотор, чтобы не перегреть его жарким солнечным днём, когда надо просто остановиться, заглушить двигатель и постоять несколько минут, чтобы он отдохнул. Не знаю, может быть я просто конченый фанатик этого дела, но мне это нравится. Говорю спасибо всем тем, кто помогал мне в сборках, кто просто поддерживал и кто давал советы по стантрайдингу.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Самый обычный скутер: история достижения субъективного технического совершенства..