На самом деле конечно же ВАЗ не участвовал на все 100 процентов в создании "особенной" версии Fiat 124 «Speciale», у итальянцев уже был автомобиль с индексом 125, который не смотря на архаичную конструкцию, задняя подвеска имела листовые рессоры (правда устаревшей она стала к середине 60-х во всем мире, но не в СССР), довольно не плохо продавался. Больше того, он был унифицирован со 124-м, в частности имел такие же двери. Но строился он на другой платформе и соотвественно имел большую колесную базу.
Согласно же договору итальянская сторона должна была предоставить в распоряжение советской стороны чертежи сразу трех машин. Базового седана 124( #ВАЗ-2101 ), версию универсала, у них Fiat 124 Familiare у нас #ВАЗ-2102 и некой машины с улучшенными ходовыми качествами. Для Fiat это не было проблемой, а вот для ВАЗа она была. Поскольку строить отдельную нитку конвейера и штамповать иные кузовные панели мы просто не могли. Договор требовал максимальной унификации. Это было бы экономически оправдано, да и по мнению партийного руководства такое разнообразие отечественным автомобилистам было просто не нужно.
Fiat 124 Familiare. Фотография производителя.Тогда в центре стиля Fiat началась разработка "особенной" версии 124-го. Который и получил приставку «Speciale», а у нас, соотвественно, он стал третьей моделью из Тольятти ВАЗ-2103. Кстати прототип автомобиля появившегося в модельной гамме Fiat с приставкой «Speciale Т» стал прообразом "шестерки". Так одинаковые или разные были эти машины?
ВАЗ -2103. фотография АвтоВАЗНа первый взгляд у них много общего, и хромированная решетка радиатора и четыре небольшие круглые фары головного света. Но итальянский вариант имел более унифицированный кузов с обычным седаном 124. А вот "трешка" от него заметно отличалась. Смотрите в центре стиля Fiat придумали новые передние крылья. Они получили отрицательный наклон, от этого автомобиль смотрелся более динамичным. Габаритные огни были совмещены с поворотником, ну и конечно нельзя было не заметить ромбовидный повторитель поворота на передних крыльях. Задние фонари стали больше, а стенку багажника окаймляла хромированная же полоска. Вообще обилие хромированных деталей делала ВАЗ-2103 просто эдаким "мерседесом". У «Speciale» ничего этого не было. Не было холдингов, задние фонари больше напоминали нашу 21011.
Fiat 124 Spesiale. фотография сайта drive.ruЕсли же говорить о салоне, то различия будут еще более заметными. Новая передняя панель у 2103 могла порадовать ее обладателя наличем аж пяти приборов. В то время как Fiat 124 «Speciale», не смотря на внешнюю схожесть приборов было всего два, кстати тахометра в нем не было. Как не было и модной оклейки торпедо под дерево. Про часы расположенные ровно посередине панели я вообще промолчу. Карты дверей вообще отдельная тема. У отечественной "тройки" великолепные подлокотники совмещенные с дверной ручкой, у 124, пусть и носящего имя "специальный" он точно такие же как и у его более простого собрата 124 седан.
Салон ВАЗ-2103, фотография производителяКак видим отечественная "трешка" заметно превосходила по многим параметрам своего итальянского собрата. Больше того, она стала пользоваться большей популярностью в Европе, чем #Fiat 124 «Speciale». Тут правда большую роль имела цена, чем качество. Автоэкспорт сильно демпинговая на рынке, а юристы Fiat недосмотрели в ВАЗе своего главного конкурента, который предлагал на рынке почти такие же машины, но по более низкой цене.
Салон Fiat 124 Spesiale. фотография сайта Drive.ruИ вот казалось бы мечта дать всем советским гражданам автомобиль, ну пусть не дать, а постараться хотя бы сделать его доступным опять так и осталась мечтой. Обидно и то, что благодаря "мудрому" руководству ВАЗ продолжал выпуск устаревших машин вплоть до 2012 года, когда был собран последний универсал с индексом 2104. А ведь изменения внесенные в модель первоначально действительно сделали ее лучше. Да и #ВАЗ-2103 заметно превосходил своего итальянского собрата.
ВАЗ-2103. Фоторграфия АвтоВАЗ.Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Как договор между fiat и ваз помог итальянцам создать особенный 124 «Speciale»?.