История появления «итальянки» в ссср - ваз-2101

Конец 60-х годов, провальные титанические стройки, никому не нужные повороты рек вспять, направо и налево, сумасшедшие расходы на космос и вооружение, экономика страны дышала на ладан. И тут появился ВАЗ 2101. Чудо советской техники. Как такое могло случиться?

Оглавление:

1. Как рождаются легенды

2. Как делали первые «Жигули»

3. Как корабль назовешь, так он и поплывет

4. Не верьте легендам

5. Модификации «Копеек»

Как рождаются легенды

ЦК КПСС и Советом министров СССР в июле 1966 года было принято историческое решение. Сами того не понимая, советы со своими министрами положили начало новой эпохе в развитии автомобиля на 1/6 территории суши на земле. Это сравнимо, разве что с изобретением колеса или подвигами Генри Форда. Верхушка советского руководства приняла решение строить абсолютно новый автомобильный завод в Городе Тольятти.

Стоит отметить, что не последнюю роль в решении сыграла компартия Италии. Взаимная симпатия на основе марксизма-ленинизма привела к тому, что именно концерну FIAT, где тогда был очень силен прокоммунистический профсоюз, была оказана высокая честь разрабатывать технический проект нового автозавода. Уже через год после пленума был официально подписан контракт главы концерна ПАТ с министром автомобильной промышленности СССР о создании автозавода с полным производственным циклом.

Это было палочкой выручалочкой для экономики СССР. Страна остро нуждалась в качественном собственном продукте для стабилизации рубля, насыщения рынка и доказательствами бесконечного повышения уровня жизни страны. И такой волшебной палочкой стал в итоге ВАЗ-2101.

Как делали первые «Жигули»

Когда стала задача выбрать готового донора для советского народного автомобиля, возникли некоторые сложности. Поскольку все нормальные европейские автомобили, тем более последних лет никак не подходили под совковые условия, разные климатические зоны, культура производства традиционно низкая, ужасающее состояние дорог и качество топлива никак не способствовали внедрению последних европейских разработок.

В полигонных условиях тестировались самые современные автомобили Европы того времени: автомобиль 1966 года FIAT 124, Morris 1100, Peugeot 204, Ford Taunus, Scoda МВ 1000. Наравне с ними испытывали наши Москвичи и Запорожцы. Половина европейских звезд попросту рассыпались на наших полигонах. Явными лидерами тендера были Renault 16 и Peugeot 206. Почему же случилась такая вопиющая историческая ошибка, рассказывалось выше. Звонок Брежнева лично руководителю завода поставил все точки. Только FIAT. Кстати, в решении вопроса поучаствовала и агентура КГБ.

Итак, ВАЗ-2101. Автомобиль икона. Автомобиль мечта. Автомобиль сон. При стоимости в четыре с половиной годовых зарплаты среднестатистического гражданина, очереди за ним выстаивались годами. Москвичи, Запорожцы и Волги того времени никак не могли конкурировать с передовой конструкцией ВАЗ 2101.

Но и в конструкцию FIAT были внесены многочисленные изменения. Они носили адаптивный характер, не каждый узел и деталь автомобиля могла полноценно существовать на территории до такой степени развитого социализма, когда в 1967 году на полигон доставили перепуганный FIAT и начали обычные тесты, у советских конструкторов опустились руки. При пробеге по брусчатке полностью вышла из строя передняя подвеска, не выдержали рычаги. За 600 км по песчаным трассам стерлись задние дисковые тормоза. Обычная эксплуатация в течение недели привела к многочисленным трещинам стоек кузова и смерти балки заднего моста.

Речи о более сложных и более длительных маршрутах по просторам СССР быть не могло. Наши и итальянские инженеры, засучив рукава, принялись доводить до нужной кондиции гостя из Турина, будущего ВАЗ 2101.

Итальянцы и не представляли, насколько драгоценны для концерна результаты предварительных испытаний и советы советских коллег. Изменения пришлось вносить практически в каждый узел автомобиля. Рычаги передней подвески усилили и немного утяжелили. Долго бились над хрупкостью кузова, но побороли и эту беду. Усилили конструкцию балки заднего моста.

За двигатель тоже пришлось отчаянно побороться. Но уже с итальянцами. Они упорно настаивали на внедрении силового агрегата на ВАЗ 2101 с нижним расположением распределительного вала. Наши настаивали на более совершенном с технической точки зрения, моторе с верхним распредвалом. Были даже хитрые уловки - мы запустим в серию старый двигатель, а новый верхневальный внедрим, когда испытаем его дома, в солнечной Италии. Но в ответ услышали решительное нет.

Пришлось заменить также задние дисковые, более прогрессивные, но менее надежные тормоза, на барабанные. Также пришлось учитывать в конструкции заводную ручку кривой стартер. Установили наружное зеркало заднего вида, поменяли ручки дверей - наружные на утопленные. Добавили ободок клаксона, которого не было на FIAT. На автомобиле ВАЗ 2101 появились датчики давления и амперметр. Немаловажным стало и то, что наши конструкторы учли возможность увеличения объема двигателя.

Цилиндры расположили немного дальше друг от друга, чтобы в процессе модернизации можно было увеличивать диаметр гильзы.

Обратите внимание: История создания, развития компании Автоваз и автомобилей ВАЗ.

В целом, ВАЗ 2101 стал на 90 кг тяжелее, чем FIAT.

Как корабль назовешь, так он и поплывет

Интересная история приключилась с фирменным шильдиком ВАЗ 2101. Первую партию эмблем изготовили и спроектировали в Италии. На ней изображалась знаменитая вазовская ладья, а под ней надпись ТОЛЬRТТИ. Итальянцы перепутали буквы, и 19 апреля 1970 года из заводских ворот с такой казусной надписью так и вышла первая партия ВАЗ 2101. Потом их стали менять, и надпись убрали вообще, но первые экземпляры очень ценятся коллекционерами.

Принимай Родина. Первый автомобиль! 1970 год.

Об имени нового автомобиля тоже стоит сказать особо. В ноябре 1968 года популярнейший среди автолюбителей журнал «За рулем» решил объявить конкурс на название нового флагмана советской автоиндустрии ВАЗ 2101.

Каких только названий не присылали в редакцию активные читатели ВИЛ-100, в честь столетия Ленина, Мемориал, какой-то Директивен и много других. Но более полутора тысяч читателей выбрали имя Лада. Не знали они, что вопрос уже решен даже на международном уровне. В дизайнерское бюро FIAT еще в 1967 году поступил заказ на разработку и дизайн надписи Жигули. Через несколько лет экспортные ВАЗ 2101 назовут все-таки Лада. Но не от уважения к читателям ЗР. Дело в том, что название Жигули подозрительно созвучно французскому слову сутенер.

Не верьте легендам

Говорят, что детали и узлы ВАЗ 2101, даже болты головки блока цилиндров с проштампованными или отлитыми надписями FIAT привезены из Италии. Ничего подобного. Все собрано на территории ВАЗ. Просто некоторые матрицы были переданы из Турина. По мере изменения конструкции ВАЗ 2101, штампы заменялись новыми.

В итоге, ВАЗ 2101 получил следующие технические характеристики:

Годы выпуска 1970 - 1988. За это время было выпущено 4 850 000 экземпляров.

Кузов несущий, стальной, 4х или 5-дверный седан.

Рядный бензиновый четырехцилиндровый двигатель объемом 1200 кв. см, верхнеклапанный, карбюраторный, водяного охлаждения со степенью сжатия 8,8.

Максимальная мощность 64 л.с. при 5600 об/мин.

Четырехскоростная механическая трансмиссия с задними ведущими колесами.

Передняя подвеска независимая рычажная, спиральные пружины и гидравлические телескопические амортизаторы с торсионным стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя зависимая, рычажная пружинная с телескопическими гидравлическими амортизаторами.

Рулевое управление червячное с двойным роликом.

Двухконтурные гидравлические тормоза с механическим стояночным тормозом. Передние дисковые, задние барабанные.

Снаряженная масса 950 кг.

Максимальная скорость 140 км/час.

В декабре 1973-го на заводе был выпущен миллионный автомобиль.

Публика с восторгом встретила новый автомобиль. ВАЗ 2101 поражал владельцев тем, что без проблем заводился на морозе. Волгам и Москвичам такое и не снилось. Этого удалось добиться при помощи гениальной конструкции карбюратора. Простой, в то же время очень продуманный и надежный. Его своими силами многие автолюбители с успехом ставили и на Москвичи, и на Волги. ВАЗ 2101 открыл советским автолюбителям и новые стандарты очистки масла. Качественный и компактный масляный фильтр до сих пор называют жигулевским. Равно как и воздушный бумажный фильтр со сменным элементом был куда практичнее и проще в эксплуатации, чем москвичевский.

Система охлаждения ВАЗ 2101 была рассчитана на применение специальных антифризов, которые были в новинку нашим водителям. Не то что водителям, а и химикам тоже. Пришлось разрабатывать специальную жидкость отечественного производства в НИИ органической химии. Тосол обязан своим рождением на свет именно ВАЗ 2101.

С внедрением такой системы охлаждения, как у ВАЗ 2101, с расширительным бачком, на других автомобилях тоже повысилась стабильность температурного режима и удобство эксплуатации в зимний период. Как ни странно, наполовину итальянский ВАЗ 2101 лучше переносил бензин неважного качества, чем Москвич или Волга. Дело не в степени сжатия двигателя, у Москвича она схожая, а в форме и конструкции камеры сгорания.

Ресурс двигателя ВАЗ 2101 был значительно больше, чем у Москвича. Эго объясняется тем, что в первую очередь, жигулевский двигатель имел короткоходную поршневую. При диаметре цилиндра 76 мм ход поршня составлял 66 мм. А чем меньше скорость поршня в цилиндре, тем меньше износ и поршневой и вкладышей коленвала, колец, распределительного вала, самих поршней и гильзы. Ресурс двигателя ВАЗ 2101 составлял более 100 000 км.

Модификации «Копеек»

С такими прогрессивными показателями ВАЗ 2101 заводчанам не грех было подумать и о модификациях. Их не так уж и много. Почти что нет. Если не считать ВАЗ 21011 и ВАЗ 2102.

ВАЗ 21011 отличался от старшего брата незначительно. Как внешне, так и внутренне. Вместо клыков, таких родных и характерных для ВАЗ 2101, на бампере появилась аккуратная резиновая полоска отбойник. Заднюю кузовную стойку украсила решеточка вентиляции. Немного изменили конфигурацию задних фонарей, теперь они стали трехсекционные с отражателем по центру. Исчезла модная металлическая никелированная надпись Жигули на задней панели кузова. Вместо нее на все последующие модели стали устанавливать пластиковые комбинированные, но на заднем торце крышки багажника. Передние подфарники изменили цвет с белого на оранжевый.

#ваз 2101





Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: История появления «итальянки» в ссср - ваз-2101.