Ваз 2101 - Fiat 124. Какая машина лучше?

Когда итальянский Fiat и СССР подписали договор о намерениях, а после этого хлопнули по рукам и в Тольятти началось производство модели ВАЗ 2101, то гигант с Апеннинского полуострова, а вернее его руководство лишь радостно потирало руки. Еще бы им удалось сбыть "советам" не только лицензию на производство модели 124, но еще и продать целый завод с оборудованием.

Подписание соглашения между СССР и Fiat. Фото журнал "За рулем".

Правда в горячке ни одна из сторон не позаботилась об очевидном. К примеру проделанная над 124-м работа по адаптации модели в реалиям #СССР, никак в договоре не учитывалась. И итальянцы ничтоже сумняшеся стали использовать эти самые улучшения в моделях производившихся в Испании на принадлежащем #Fiat заводе Seat. Однако наши тоже были не лыком шиты. и когда конвейер запустили, то компания Avtoexport совершенно спокойно стала ввозить "копейки" в Европу. На рынке образовалась странная ситуация. Когда у разных дилеров продавались практически одинаковые автомобили, но несущие разные эмблемы на радиаторе. Итальянцам в пору было рвать на голове волосы. Ведь Lada стоила дешевле Fiat. К тому же у нее полностью раскладывались передние кресла и образовывалось удобное спальное место. Был радиоприемник, травмобезопасные стекла и наконец, усиленная подвеска и толстый метал. Последнее должно было значительно повысить срок жизни машины. Ну и финальную точку поставила цена. #Lada 1200 стоила дешевле. Конечно о серьезном противостоянии на рынке речи не шло, итальянский седан был ближе, да и из СССР автомобили стали поступать лишь к 1972 году, когда предприятие вышло на запланированную мощность. Но тем не менее.

Испытательный трек на крыше старого завода Fiat в Турине. Потом там проводился международный автосалон. Фото Atlas of Places

Была в договоре, о котором я упомянул выше, еще один очень важный для СССР пункт. Мы, для погашения кредита, начали поставлять в Италию сталь. Из которого делались итальянские автомобили в 70-80 годах прошлого века. Качество этого металла было ужасающим. К тому же транспортировка его осуществлялась с огромными нарушениями. Может быть именно поэтому все "итальянцы", а это не только Fiat, но и Alfa-Romeo, Ferrari, Lancia и даже De Tomaso Pantera нещадно гнили.

Давайте же попытаемся, на основе всего имеющегося материала, сравнить два автомобиля. Ведь они такие одинаковые, но все же совершенно разные.

Fiat 124. Зеркало не было штатным оборудованием. Фото Александр Виноградов и Максим Волков. Журнал "За рулем".

Начнем с внешности. Ну дизайн изысканным назвать нельзя. Это фактически три коробки которым придали вид автомобиля. А вот некоторые детали разняться. В Fiat "клыки" бамперов совсем небольшие. У Жигулей, они напротив, достаточно объемные. У "единички" есть специальное отверстие в бампере. Оно предназначено для "кривого стартера". "Очки" окантовки фар, так же отличаются. Правда на модификациях до 1972 года они идентичные. Ручки дверей у "копейки" утоплены, а у 124-го они сделаны под естественный хват. И замок, срабатывает от нажатия кнопки. Левое, водительское зеркало заднего вида у Жигули расположено на крыле. А вот "итальянец" его никогда не имел. Не будем забывать и том, что дорожный просвет у отечественной машины выше. Сами диски и колпаки на них. У нашей машины они были точно такими же, как и у итальянской. Но, в середине у Fiat фирменный логотип, а у #ваз 2101 они гладкие. Сам кузов гораздо крепче, да и метал толще.

Салон Fiat 124. Фото Александр Виноградов и Максим Волков. Журнал "За рулем".

Немало ВАЗов было украдено из-за того, а это особенность не только "копейки", что злоумышленники просто плавили сигаретой или зажигалкой клей удерживающий "ветровичек" или поворотную форточку. У машины из Европы этого сделать было нельзя. Поскольку жуликов в Италии было не меньше, чем в СССР, то на Fiat установили специальную антивандальную защиту.

Открываем двери. И что мы видим? Ограничители дверей разной формы.

Обратите внимание: Машина- катастрофа. Или как две дуры захотели машину..

У "однерки"(именно так ее и называли в Тольятти первое время) они напоминают прямоугольник и расположены гораздо выше дверной петли. А у Fiat тонкая полоска металлизаций, плоской формы. Ручки-подлокотники на дверях у нас всегда черные. А у итальянского автомобиля коричневые. Впрочем, как и набалдашник на рычаге коробки передач. Торпедо Жигули черная, а у Fiat серая. Обивка пола у "жиги" особенно на месте водителя более практичная. "Коврик" на ней не елозит. На тоннеле трансмиссионного горба с правой стороны тоже есть "насечки". Левые кнопки на торпедо одинаковые. А вот по правую руку мы уже можем заметить отличия. Пепельница в Fiat расположена ближе к водителю, по левую сторону от рычагов управления печки. А в "копейке", напротив, она установлена ближе к пассажиру. И наконец самое главное. Панель приборов у "итальянки" от компании Veglia Bortelli, у нас, хоть и сделанная по мотивам, но собственная. Главное отличие в том, что на место стрелочного указателя температуры охлаждающей жидкости у Fiat стоит обычная лампочка. Значит водитель мог понять, что кипит, только тогда, когда бы из под капота повалил пар.

Салон Fiat 124. Вместо привычного указателя температуры двигателя обычная контрольная лампа. Фото Александр Виноградов и Максим Волков. Журнал "За рулем".

Кстати руль у Жигули блокировался, поэтому и замок зажигания другой. Печка у "вазовской копейки" была более производительной. Интересная деталь, мне ее подсказал мой коллега и товарищ Александр Виноградов из журнала "За рулем", камерные диагональные шины И-151 размерностью 155/80R13 были полной, стопроцентной копией колес Pirelli. Во время испытаний итальянские шинники рекомендовали для ВАЗ 2101 радиальные колеса, но отечественная промышленность осилить их выпуск не смогла.

Колпак колесного диска Fiat 124. Фото Александр Виноградов и Максим Волков. Журнал "За рулем".

Пошли к багажнику. Совсем разные замки. В нашем предусмотрена защита от взлома в виде стальной пластины. А у иностранной машины крышку можно разблокировать просто просунув под нее нож. Это раз. Места в нашем гораздо больше. Ведь советские инженеры расположили амортизаторы совсем иначе, чем итальянские. Это два. И наконец крышка Жигули снабжена торсинами, а у 124 - обычным фиксатором. Выходит, что на Ладе он открывался на любой угол. А вот не защелкнутая на фиксатор крышка "фиата" могла здорово приложить по голове и спине. Это три.

В подкапотном пространстве изменений еще больше. Итальянцы пытались "впарить" чиновникам из СССР нижневальный мотор. К счастью разум победил, и нам все же передали документацию не только на одновальный мотор с его верхним расположением, но даже и на двухвалльный.

Мотор Fiat 124. Крышка меньше и тоньше. Заливная горловина для масла на краю, а не посередине. Обратите внимание на усилители капота, они совсем "хлипкие". Фото Александр Виноградов и Максим Волков. Журнал "За рулем".

При этом низов у итальянской машины почти не было, а наша "тащила" на славу. Хотя обороты любили оба автомобиля. Ну собственно это все. Расписывать огромные изменения произошедшие в самой технике я сегодня не буду.

Как видите, ВАЗ 2101 в чистую выигрывает у модели оригинала Fiat 124. Он скроен на славу. Правда вот судя по отчётам тех же западных, да и отечественных журналистов качество автомобилей из Тольятти к 80-у году заметно ухудшилось. Да собственно и разнообразием модельный ряд не блистал. Ведь фактически первой оригинальной машиной стала "восьмерка". Но это уже другая #история.

Fiat 124. Фото Александр Виноградов и Максим Волков. Журнал "За рулем".

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Ваз 2101 - Fiat 124. Какая машина лучше?.