Мото рота

Мото рота

А поисковики и копатели каждый год находят на полях боёв останки тысячи и тысячи погибших бойцов. Лишь единицы имеют имена. Так кто эти забытые герои? И как можно их помнить, если нет имён? Это те, которые погибли для того, чтобы жили мы.

«…нет в России семьи такой,

где б ни памятен был свой герой».

Мото рота

Глава 1.Училище.

… «Если завтра война, Если завтра в поход»… шёл 1939 год. В мире в тот период уже полыхал пожар Второй мировой войны. Европа постепенно покорялась военной мощи Германской армии. Родная страна была на грани войны. Подготовка и модернизация шли семимильными шагами: строились новые заводы и фабрики, добывались огромные количества угля, руды и других ресурсов. Шли изменения и в армии. В предвоенные годы увеличивалось количество военных училищ и набор в них.

Подготовка командных кадров для мотоциклетных частей (командиров мотоциклетных взводов) осуществлялась только в двух автомобильных училищах. Первое было сформировано в 1939 году, как Борисовское автомобильное училище. К началу войны оно дислоцировалось в Гомеле, в Западном Особом Военном округе. Сдав экзамены, Сергей Светлов был принят в училище.

…Построение личного состава училища на плацу в зимней форме одежды. Борисовское военное автомобильно-мотоциклетное училище принимает пополнение. Курсант Светов стоял недалеко от трибуны, где стояло руководство училищем и думал о своём недалёком прошлом. Ещё совсем недавно он покинул славный город Ростов-на-Дону и приехал учиться на командира. Мечта стать офицером у него зародилась давно. А теперь он уже курсант и овладевает военными науками.

…Учебные дни были насыщенны до предела. Строго соблюдались воинские уставы, распорядок дня, поддерживалась дисциплина. Требования со стороны младших командиров и командиров к курсантам были жёсткими.

На занятиях по моторизованным подразделениям инструктор учил их тактике и применению мотоциклов с боковыми прицепами в качестве транспортного средства пехоты.

– Применение мотоциклов началось в Красной Армии совсем недавно, ориентировочно с 1935года. Оно совпало с созданием крупных бронетанковых соединений – механизированных корпусов. На мотоциклистов стали возлагать задачи, стоявшие в XIX веке перед легкой кавалерией: разведка, следование в авангарде основной группировки войск, захват важных объектов (мостов, переправ, населенных пунктов). Основным соединением мотоциклетных войск становится мотоциклетный полк – внушительных размеров подразделение, насчитывающее около 1500 человек личного состава, более 300 мотоциклов, десятки лёгких грузовиков, десяток пулемётных бронеавтомобилей и всего 6 штук 45-миллиметровых противотанковых пушек. Но это пока не массовое внедрение таких подразделений, формирование только начинается, но уже есть боеспособные мотоциклетные полки. Отстаёт комплектование техникой и вооружением. Это почти отдельный род войск. Даже своя эмблема есть, вот такая как у вас на петлице.

На практических занятиях сержант обучает курсантов.

– Смотрите очень внимательно на Л-300 подходят детали от ИЖ-7, ИЖ-8 и ИЖ-9.

– Товарищ сержант, а чем они отличаются друг от друга? Вроде как одинаковые с виду.

Мото рота

Иж-8, у неё тоже есть отличия от Иж-7?

– Отличия действительно есть. Двигатель Иж-8 существенно отличается от предыдущей модели: поршень лишился дефлектора, изменилась форма камеры сгорания и продувочных окон. Полностью исчез «холодильник-расширитель», которые стоят на Л-300 и Иж-7.

Мото рота

–А вы изучайте дополнительно литературу и полностью устройство аппаратов, тогда и вы будете опытными. Ну что, продолжаем?

–Да, товарищ сержант, а вот у Проклова вопрос об Иж-9, а он боится спросить.

–Боец, так в чём дело, у вас есть вопросы?

–Товарищ сержант, мне тоже интересно знать отличия одной модели от другой. Я вот даже записывать буду.

–Правильное решение, потому что запись можно ещё не один раз прочитать, а лёгкое запоминание из головы вылетит на первой кочке. Так?

–Нет не так, но лучше записать.

–Хорошо пишите. На мотоцикле Иж-9 вместо цепной передачи от мотора к коробке была применена шестерёнчатая пара. Обратите внимание, что коробка передач соединяется на болтах с двигателем, образуя герметичный картер, в котором помещается сцепление и моторная передача. Записали? А теперь просто послушайте. Информация, для ознакомления, вам это пригодится. В эру серийного выпуска мотоциклов СССР вступил в 1931 году, создав на ленинградском заводе «Красный Октябрь» мотоцикл по копии немецкого DKW Luxus-300 который назвали Л – 300(DKW Luxus-300 имел одноцилиндровый двухтактный двигатель с двухтактным 293 кубовым двигателем, мощностью 8 л.с.). Такой же мотоцикл стали собирать и на Ижевском заводе, но только под маркой ИЖ – 7. Они то и стали первыми советскими мотоциклами поставляемыми в РККА, и тогда курьерская связь и разведка стали держаться именно на них. По мере расширения поставленных задач в армии, увеличили производство ТИЗов с колясками. К началу войны ТИЗ АМ 600 с коляской стал основным транспортным средством во вновь создаваемых мотоциклетных полках.

Мото рота

Сержант ещё много информации доводил до курсантов, а они сидели тихо и слушали, его не перебивая.

–Товарищ лейтенант, а почему у нас нет такого серийного производства мотоциклов. Первый советский армейский мотоцикл «ТИЗ» собрали ещё в 1936году. Собирали их на таганрогском заводе, который выпускал оборудование для паровозов. Это же где-то рядом с Ростовом-на-Дону. А почему их так мало в войсках?

– А другой тяжелый армейский мотоцикл «ПМЗ-А-750», вообще собирали на подольском заводе швейных машинок. Это прозвище ему какое-то дали бойцы, ведь его не всегда можно завести.

Мото рота

– Так, закончили разговоры с вопросами. Постепенно сами узнаете почему на швейном, да на комбайновом, а теперь переходим к материальной части непосредственно.

Большую часть времени курсанты проводили в поле - изучали тактику действий мотоциклетных подразделений, занимались огневой, физической и строевой подготовкой. Чаще, чем другие штатные подразделения, они стреляли из карабина, пистолета, пулемёта, учились вождению мотоциклов. Преподавали им и основы топографии - главным образом, чтение карты и ориентирование на местности.

Изучение мотоциклов курсанты начали с модели ТИЗ «АМ-600» с коляской и «ИЖ-7». Проведя несколько занятий по теории, курсантов повезли на автодром на вождение. Их состав просто удивлял и поражал командиров. Кого только среди них и не было: и мальчишки, такие как Сергей, и крестьяне, и ребята из горных селений, и степные молодцы среднеазиатских республик.

Давался он ему не легко, но пытливый ум и великолепная память уже через полгода позволили ему довольно таки сносно объясняться на немецком, именно объясняться, а не говорить. Но он надеялся со временем преодолеть эти препятствия и стремился быть первым во всех поставленных задачах: маскировке на поле боя, разведке, захвату, вооружению иностранных армий и их техническому оснащению. Ему было интересно всё. Постоянно к ним в подразделения прибывали новые курсанты. Очевидно, это осуществлялось в связи с готовящейся войной.

Количество переменного состава курсантов во всех училищах было значительно увеличено, пересмотрены учебные программы, которые были рассчитаны на подготовку кадров узкого профиля. Особенностью учебных программ было то, что они предусматривали подготовку курсантов только по военным дисциплинам. В распределении времени между теоретическим и практическим обучением предпочтение отдавалось практическим занятиям, на которые отводилось от семидесяти процентов всей учёбы. Основное внимание обращалось на тактическую, огневую и техническую подготовку. Училища стали готовить офицеров только на одну марку машин; три батальона в училище были предназначены для подготовки командиров-лейтенантов, а четвертый батальон — для подготовки техников.

Продолжение следует…

Иван Иванович Золотарёв выпускник Академии Народного хозяйства при Правительстве РФ, кандидат экономических наук - автор многочисленных книг об экономике природопользования и экологии. Долгие годы он занимается изучением феномена казачества и историей Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Книги, лекции и семинары И.И.Золотарёва - это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области истории, экономики и экологии.

Дорогие друзья! Если вам понравилась моя книга, и вы смогли узнать полезную информацию для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для меня! Это также очень поможет развитию и расширению сайта!

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Мото рота.