Хотите, чтобы ваш байк выглядел, как новенький, даже через годы службы? А забыть о его ремонте?
Механики, отвечающие за большие парки сложных механизмов, например, за флот авиакомпании, знают, что регулярные осмотры и плановое обслуживание уберегает от проблем, дорогостоящего ремонта и простоев. Это же справедливо и в отношении мотоцикла. Если байк обслуживать по всем правилам, это чертовски эффективно.
Шаг № 1. Смотрите в руководство и на одометр
Итак, искусство ухода за мотоциклом. Подавляющая часть работ довольно проста: проверить узлы на наличие повреждений, заменить технические жидкости и расходные материалы, при необходимости что-то настроить и отрегулировать. Это около 80-90% всего внимания, в котором нуждается мотоцикл.
Самая сложная часть регулярного техсервиса – разобраться, какой узел проверять и когда. Производители указывают в пользовательских руководствах к разным моделям перечень технических заданий и регулярность выполнения каждой. Чтобы все пункты выполнялись вовремя, он отслеживается по одометру – например, заменять маслофильтр каждые 5000 км. Несомненно, интенсивность эксплуатации между обслуживаниями — значит много. Но и простое соблюдение предписаний производителя, на удивление, эффективно.
Шаг № 2. Качайте шины
Насосы с манометром есть на каждой бензоколонке – проверяйте давление каждый раз, заехав на заправку. После второго раза с этим можно управиться за минуту, не снимая рукавиц и шлема. Перед проверкой шины должны остыть. И, заодно, проверяйте глубину канавок протектора. Боковинам слабо надутых шин не хватает жесткости, чтобы противостоять нагрузкам. Поэтому приспущенные колеса ухудшают управляемость, эффективность торможения и быстрее изнашиваются. У перекачанных шин уменьшается пятно контакта с дорогой, а вместе с ним – сцепление.
При езде с пассажиром увеличивайте давление в шинах – в руководстве указаны рекомендуемые параметры.
Шаг № 3. Подтяните цепь
Посадите на мотоцикл друга схожего с вами веса и поднимите нижнюю часть цепи. Замерьте, насколько она поднялась, и сверьтесь с руководством. Как правило, цепь должна гулять «вверх-вниз» в диапазоне нескольких сантиметров – в зависимости от типа мотоцикла.
Если цепь провисает больше положенного, то слетит с задней звездочки на каком-то из очередных ухабов. Если чрезмерно натянута – будет изнашивать звездочки, шестерни трансмиссии и неравномерно растягиваться на неровной дороге.
Регулярно смазывайте места сочленения звеньев, давая смазке время загустеть перед поездкой.
Шаг № 4. Заряжайте аккумулятор
Тут все просто. На зиму снимайте и храните его в теплом помещении. Весной подзарядите выпрямителем тока. Клеммы защищайте силиконовой смазкой от коррозии. А когда батарея перестает держать заряд – покупайте новую, сдав старую в специализированный пункт приема.
Шаг № 5. Обновляйте охлаждающую жидкость
Заменить охлаждающую жидкость – дел на полчаса. Главный секрет – двигатель должен быть холодным. Старую слейте через дренажное отверстие в какую-то емкость. Новую разведите дистиллированной водой в пропорции 1:1 и залейте в расширительный бачок, чтоб уровень был между двух меток. Охлаждающая жидкость может повредить красочный слой мотоцикла и кожу рук – соблюдайте осторожность.
После операции разгоните антифриз по системе, минутку-другую покрутив дроссель. Проверьте, равномерно ли нагревается радиатор и не попал ли воздух в систему. При необходимости выгоните пузырьки, приподнимая по очереди переднее и заднее колесо и активно работая дросселем.
Шаг № 6. Меняйте масло
Замена масла – первое, что делают большинство украинских мотоциклистов после зимней спячки своего транспорта. Это важно и несложно. Главное – хороший инструмент под рукой и качественное масло.
- В отличие от автомобиля, мотоцикл имеет один картер. Поэтому одним маслом смазывается кривошип, сцепление и коробка передач, - рассказывает самый быстрый мотопилот Украины, чемпион Украины в классе SBK 1000 Константин Денисов, - Поэтому менять масло в мотоцикле нужно перед началом сезона. Или даже чаще – в зависимости от пробега.
Сперва прогрейте немного двигатель, чтоб снизить вязкость отработанного масла. Через дренажное отверстие слейте отработку в какую-то емкость, например, разрезанную старую канистру. Потом замените маслофильтр. Осмотрите старый – на его гофрированной поверхности не должно быть крупнодисперсного мусора, который может свидетельствовать о необходимости капитального ремонта.
Налейте рекомендуемый объем нового масла, дайте двигателю несколько минут поработать, а потом постоять. Теперь проверяйте, чтоб уровень масла находится между двух меток. При необходимости долейте или отберите лишнее шприцом.
Отработанное масло вместе с другими технологическими жидкостями можно отдать, например, охранникам вашего гаражного кооператива. Те часто греются специальными печками, в которых все это сгорает. Не загрязняйте техническими жидкостями канализацию, грунт и водоемы.
Шаг № 7. Следите за воздушным фильтром и тормозной жидкостью
- Не забывайте менять воздушный фильтр по мере его загрязнения, - подчеркивает Константин Денисов. – Он влияет на мощность мотора и на расход топлива.
А вот тормозную жидкость гонщик рекомендует менять раз в год, так как она гидросептична, то есть впитывает влагу.
- Из-за этого у нее сбивается температурный режим, и жидкость начинает закипать, - рассказывает Чемпион Украины по мотогонкам. - Это сильно влияет на работу тормозов – они даже могут отказать.
Шаг № 8. Подбирайте свечи
Замена свечей – самая нечастая задача. Сверьтесь с инструкцией, чтоб узнать время замены. В зависимости от типа мотоцикла это работа на несколько минут, для нейкидов, либо на несколько часов, для спорт-байков. Убедитесь, что подобрали новые свечи нужного типоразмера. Вкручивайте аккуратно, чтоб не повредить.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Как ухаживать за мотоциклом.