На мотоцикле по Казахстану

Что можно увидеть в Казахстане, если съехать с главной дороги, рассказал мотопутешественник (и организатор выставки «Мотовесна»)

Путешественники были на мотоциклах URAL

В первый день поездки Казахстан подарил нам солнце, безоблачное небо и бескрайние просторы. Асфальт из Нур-Султана до Семипалатинска почти идеален, но очень мало заправок — без канистры было бы тяжело.

Я заметил вот что: в стоящем путешествии сперва нужно пострадать. Принимая этот факт, первые два дня мы поедали километры до Семипалатинска, а потом пыль до Зайсана. Монотонность, жара, вязкие километры на одометре. Нужно было съехать с дороги. Ведь всё интересное, как правило, лежит не на дороге.

«Город духов». Урочище Киин-Кериш

Черный Иртыш втекает в Казахстан из Китая, впадает в озеро Зайсан, а оттуда уже вытекает великой казахской, а потом и русской рекой Иртыш. Мы сидели на берегу того, ещё черного Иртыша и пытались спланировать дальнейший путь. Бензина у нас было в обрез до Маркаколя, заправок по дороге не было, а мне страсть как хотелось съездить в сторону от дороги, на урочище Киин-Кериш, но на это нужно было ещё минимум пол-бака. Вскипел чай, мы любовались красивым песчаным плесом на другой стороне реки и уговаривали друг друга, что «это всё к лучшему, зато пораньше приедем».

Вдоль дорог Казахстана... Фото Д. Хитрова

С холма спустился УАЗик и к нам вышел средних лет казах. Пожав руки мы принялись за привычный разговор о мотоциклах: «откуда, сколько стоит, а что так дорого». Выяснив что да как, он простился, напоследок поинтересовавшись не нужна ли нам помощь.

«У нас всё в порядке, спасибо»,- ответили было мы, - «вот бы, конечно, бензина найти…». Казах задумался и, сказав, что спросит, уехал. Мы уже собрали вещи, когда с холма снова спустилась знакомая машина и казах вручил нам полную двадцатилитровую канистру. Теперь у нас появился шанс осуществить все пункты сегодняшней программы, а ещё наш спаситель напрочь отказался от денег. Пока, серьезно, главная достопримечательность Казахстана это люди.

Заплутав в хитросплетении степных дорог, мы решили срезать и двинулись напрямик к холмам на горизонте. В немногочисленных описаниях «Города духов» говорится что-то о палеонтологическом памятнике, слоях разноцветных глин, марсианских пейзажах.

Фото Дмитрия Хитрова

Я, откровенно говоря, многого не ждал. Но скоро передо мной выросла абсолютно невообразимая картина. Формы и цвета, фактуры и рельеф заставили наши рты не закрываться до самого заката. И чем дальше тем ярче и удивительнее становились картины, открывающиеся нашим глазам. От кораллового цвета скалы мы сначала забрались в белый меловой каньон, а потом наверх, где с небольшой площадки мы и впрямь смогли поздороваться с красной планетой. А главное - вокруг ни-ко-го. Мы ехали по «палеонтологическому памятнику» на мотоциклах и от этого эффект усиливался во сто крат.

Ну и уж коль зашла речь. Кто бы мог подумать, но тут были тропики. Доказательства тому, по словам интернета, отпечатаны тут же в виде останков носорогов, крокодилов и прочих традиционных казахских животных.

От Киин-Кериш дорога устремилась вдоль гор в сторону китайской границы. Закатное солнце рисовало перед нами длинные тени, а сильный восточный ветер всё не хотел отпускать нас из степей.

Озеро Маркаколь

Скоро асфальт, обогнув хребет, ушел на север, и на небо взошла полная луна. Мы ехали в одиночестве, а где-то далеко справа мелькали огоньки китайских дорог и селений. В какой-то момент телефон поприветствовал меня «на родине шёлка, пороха и бумаги», подключив к китайскому роумингу - граница буквально в нескольких метрах. Справа в лунном сиянии виднелись громады песков Аккум. Днем здесь, должно быть, потрясающий вид.

Стало прохладно, мы забрались на гравийный перевал и начали спуск к озеру Маркаколь. Здесь уже совершенно другая природа. Вокруг горы, лес, шумят ручьи. Маркаколь считается одним из крупнейших алтайских озёр, а регион, в который мы въехали это самый настоящий Алтай, только менее изъезженный и изученный. Именно перспектива посмотреть Алтай с изнанки и стала причиной моего спонтанного решения отправиться в Казахстан в гости к Семену Босенко.

Пар изо рта, ноздри стынут от чистейшего горного воздуха. Мотоциклы припаркованы во дворе старого бревенчатого дома в селе Урунхайка. Завтра гора планов и надо выспаться.

Фото с коптера

Проснуться в горах, выйти из избы, сесть на завалинку с чашкой горячего чая, подставить лицо лучам ещё холодного солнца - за этим я ведь и ехал сюда.

Озеро Маркаколь замечательно красивое и чистое. Позолоченный сентябрем лес обнял его со всех сторон, но вода ещё не осенняя, в ней живет пока голубое небо с теплыми облаками. Сенокос. С полей в деревню тянутся трактора с гигантскими копнами сена на прицепах, пастухи, в ожидании первых заморозков гонят с горных пастбищ табуны лошадей. Медведи доставляют жителям деревни немало беспокойств, нападая на скотину.

Урунхайка находится в самом центре Маркакольского заповедника, охота здесь запрещена и зверья расплодилось великое множество. Оставив позади это чудесное место, мы спустились в долину и скоро стояли на развилке.

Старо-австрийская дорога

В 1914 году в Восточный Казахстан были направлены 300 австрийских военнопленных, которые в течение двух лет построили уникальную дорогу, настоящий исторический и технический памятник. Старо-австрийская дорога соединяет Курчумский район с Катон-Карагайским, проходит через несколько перевалов и петляет вдоль красивых горных речушек. Ну как после этого было сюда не поехать?

Сейчас ею пользуются лишь кучка авантюристов-путешественников и местные жители — в объезд этого сложного маршрута придется ехать по асфальту километров 500. Именно это предстояло сделать двум ребятам на фуре с прицепом, скучавшим у поворота на самую сложную и красивую часть дороги. «Яндекс нам показал, что здесь ближе. Теперь возвращаться на Курчумскую трассу»,- с нескрываемой грустью сказал водитель, уже совершивший личный подвиг, доехав сюда.

Сперва дорожка повела нас через лесные лужи и вскоре выскочила к реке Кара-Коба, по какой-то причине отсутствующей на картах. Несколько резких подъемов и мы с гранитной скалы любуемся чудесным алтайским пейзажем. Двигаемся мы здесь крайне не быстро, но виной тому не сложность дороги, а постоянные остановки - невозможно насмотреться на эту красоту.

Подъем становился круче и пришлось подключить привод на коляску. Стало заметно прохладнее когда мы выскочили на перевал. Из-за следующего хребта нам открылась двуглавая Белуха - большое везение с учетом непостоянства осенней погоды.

Мы остановились у маленькой беседки с сумасшедшим видом на долину - из багажников на стол перекочевали примус, чай и пряники. Долина растворялась в закатном свете, краски осени мешались с солнечными лучами и этот коктейль чуть было совсем нас не опьянил. Пора ехать. Впереди ещё крутой спуск и совершенно не ясно где удастся встать на ночлег.

Спуск и правда был не простой. Крупные камни, резкие шпильки поворотов, нависающие скалы, ещё камни. То и дело из-за деревьев виднелась приближающаяся с каждым поворотом долина с тонкой ниточкой асфальта посредине. Наконец мы были у указателя на Катон-Карагай, четверть часа до гостиницы и кафе, но ведь в другой стороне знаменитые Рахмановские озера. Солнце ещё над горизонтом. Успеем!

Рахмановские озера

Прыгая по разбитой дороге, мы начали спуск. Внезапно тряска прекратилась и колеса зашептали по чему-то ровному и такому знакомому. Плитка! Вся дорога была вымощена плиткой. Практически идеально ровно. Я вспомнил как видел подобное в Суринаме на федеральной трассе. Но здесь… Мы остановились у КПП и всё стало ясно. Исключительно вежливый охранник сообщил нам, что подъехать к озеру нельзя, территория частная и мы на вотчине санатория «Рахмановские ключи», причем сам дом отдыха с весны не работает по причинам политическим и глобальным.

Охранники оказались удивительно гостеприимными. Свежий плов, домашние соленья, сало, приправы - на стол перекочевало всё содержимое шкафчиков парней, приехавших на вахту. Сперва я не мог понять что мне режет слух, но скоро уже не мог сдержать улыбку: все они говорили или старались говорить, в зависимости от навыков, на красивом литературном языке. Я тихонько записывал за этими суровыми мужиками в камуфляже: «с его стороны это дерзость…», «бесспорно, у этого своя романтика…».

Проснувшись, мы отправились на радоновый источник. Тёплая естественная ванна открыта для приезжающих, а вот лечебный корпус с большим бассейном и процедурными не работает как и весь санаторий.

Рахмановское озеро считается сакральным. До священной Белухи, стоящей на границе России и Казахстана здесь рукой подать. Большинство пеших и конных походов начинаются отсюда и туристы за считанные часы, пройдя через кедровый лес и перемахнув небольшой перевал оказываются у подножья двуглавой, покрытой снегом красавицы горы, алтайцами почитаемой как центр мира. Равноудаленная от всех океанов, Белуха многими эзотериками считается входом в Шамбалу, мистическим местом. Рерих часто изображал ее на своих картинах, а ведь это верный знак.

А озеро, меж тем, чудесное. Частично обнесенное аккуратными дощатыми дорожками, чистое и прозрачное, как ему и полагается. Когда пансионат заработает здесь снова будет много людей, своя санаторная атмосфера с процедурами, прогулками и комплексным ужином. На минутку даже представил, как сижу в халате после ванн в галерее с папоротниками. Но пора в дорогу. Теперь в обратном порядке: плитка, ямы.

На следующее утро мы завтракали с видом на Иртыш и удивлялись как много можно успеть за столь непродолжительное время. Настало время прощаться. Семен отправлялся в Нур-Султан, а мне уже должно было стоять на границе, чтобы успеть следующим утром погрузить мотоцикл на автовоз и улететь в Москву.

В который раз убедился в том, что проехать страну насквозь и увидеть страну это два разных понятия - вся красота вне больших дорог. И ещё, спонтанность даёт поездке огромное преимущество.

Текст: Дмитрий Хитров
Редактировала: Натали Фетисова
Специально для онлайн-журнала «Вокруг Света»

. . .

Для всех увлечённых мотоциклами:

8-10 апреля в «Экспоцентре» на Красной Пресне в Москве пройдёт большая выставка мотоциклов, квадроциклов, скутеров и другой техники «Мотовесна 2022».

Гостей ждут:
Московское Кастом-Тюнинг Шоу — несколько десятков шедевров кастомайзинга от лучших мастерских;
Розыгрыш мотоцикла в квесте от Департамента транспорта и радио MAXIMUM;
Ещё 4 мероприятия по 1 билету.

Специально для вас промокод DZEN — он даёт скидку 200 рублей на покупку билета онлайн

#мотоциклы #путешествия на мотоцикле #красивые фотографии

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: На мотоцикле по Казахстану.