Действительно, сейчас слышно много разговоров о том, что мы "сами с усами", что нам никто не нужен и мы сможем буквально все. Это не совсем так, а вернее совсем не так. Особенно сегодня, когда #автомобиль стал высокотехнологичным изделием и попросту не может нормально функционировать без электроники. Мировая интеграция сегодня настолько всеобъемлющее понятие, что без составных частей привезенных из разных уголков мира нормальную машину просто не собрать. Я отнюдь не умаляю достоинств отечественных инженеров живших в СССР и в современной России, я сегодня хочу просто вспомнить удачные и не очень удачные проекты задуманные и даже осуществленные в нашей стране. Эта статья не про заводы, а именно про разработки. Кому интересно узнать именно про них, то текст об отечественной промышленности можно прочитать тут.
Рабочие у собранного автомобиля. фотография газета.руИтак, Ford, благодаря которому появился отечественный гигант, его еще называли "Советским Детройтом", завод ГАЗ, мы трогать не будем. И так все понятно. Модели, пусть и с доработками, все же представляли собой копии американских машин 20-30 годов прошлого века. Не будет мы сегодня вспоминать и Opel, автомобили которого послужили основой для Москвича и ГАЗа. Как наверное не стоит вспоминать уже набившую оскомину историю про борьбу Renault и Fiat за право построить в Тольятти завод ВАЗ. Хотя, подпиши руководство страны договор именно с французами мы бы одними из первых начали ездить на переднем приводе.
Renault-16 фотография производителя.Однако, почти в это же самое время, когда в Тольятти началась сборка ВАЗ-2101, германский производитель спорткаров Porsche начал активно работать с другим отечественным заводом, а именно с АЗЛК, более половины произведенных автомобилей которого отправлялись вовсе не на внутренний рынок. Кого интересовало то, что в стране огромный дефицит машин, важнее была валюта, полученная от продажи Москвичей "за бугром". Причем тут спорткары? Дело в том, что инженеры немецкой компании изначально занимались разработкой и доводкой моделей для сторонних фирм. И этим моделям вовсе не обязательно было быть спортивными.
На снимке (с лева на право) инженер-двигателист АЗЛК Анатолий Кузичкин, главный конструктора Porsche AG Гельмут Ботт и заместитель главного конструктора Павел Тараненко у дверей в научно-исследовательский центр Porsche в Вайсcахе. фотография компании Porsche.Подразделение "Порше инжиниринг" уже давно набило руку на создании и усовершенствовании машин. Спецы фирмы давали советы по безопасности, настраивали управляемость и даже создавали дизайн кузовов и интерьера. Вот и в СССР призадумались о том, как бы улучшить стремительно стареющий Москвич-412 и заказали в Porsche разработку обновленной машины. Немцы, сильно ограниченные бюджетом, особенных изменений в машину не внесли. Да и в последствии и за основу была взята иная концепция, которая и легла позднее в основу #Москвич-2140.
Проект доработки автомобиля Москвич-412. фотография Porsche AGОднако, проектов было несколько. И наверное самым интересным был тот, который предусматривал разработку сразу нескольких машин для #АЗЛК. Инженеры и дизайнеры западно-германской компании представили свое видение "Москвича" будущего. Седан, кабриолет, купе, внедорожник, пикап, универсал и даже минивэн. Четырех и шестицилиндровый моторы работающие на дизельном топливе и бензине, коробки - "автоматы" и механика. В общем целая линейка кузовов и силовых агрегатов.
Обратите внимание: Страницы истории Citroen DS: французская богиня.
Правда все так и осталось на уровне эскизов. Слишком затратными показались вышестоящему министерству эти наработки. Ведь заниматься ВАЗом, который должен был стать гигантом, было проще. Проект компании Porsche для актуального модельного ряда моделей АЗЛК(Москвич) фотография компании Porsche AGКстати, помимо Porsche в судьбе АЗЛК хотели поучаствовать и французы. Именно они предложили выпускать на заводе только что появившийся Citroen BX. Правда в СССР должна была собираться упрощенная модель, без "продвинутой" гидропневмоподвески. Одна беда, сумма запрошенная французской стороной показалась завышенной и Москвич решил разработать свой, собственный автомобиль. Кстати по слухам 2141 обошёлся много дороже готовой европейской машины, но у "советских собственная гордость". Как следствие мы получи то, что получили. А именно некий автомобиль вобравший в себя как немецкие, так и французские наработки.
Citroen BX. фотография компании CitroenЗабавно, но #Porsche даже выходил с предложением начать производство модели 924 тоже на АЗЛК. Но кому в #СССР был нужен такой спорткар? Никому. На вожделенную дачу, а вернее свои шесть соток, по проселочной дороге на нем было не проехать и картошки много погрузить не получилось бы. Но факт, остается фактом. Хотя, скорее всего, на этот шаг немцы пошли лишь потому, что основной заказчик 924-й модели Volkswagen от выпуска оной отказался. И Porsche начал искать площадку для ее сборки.
Porsche-924. фотография Porsche AGИнженеров ВАЗ так же направляли на работу в ФРГ, ведь "Порше инжиниринг" готовил пакет изменений для классических модификаций "Жигули". Увы, как и в случае с #Москвич-412 дальше наработок дело не пошло.
Доработанный вариант классических ВАЗ. фотография Porsche AGПро #зубило или #ВАЗ-2108 рассказывать смысла не имеет. А вот про недостроенный тракторный завод в Елабуге стоит вспомнить. Не смотря на то, что к середине 80-х годов финансирование автомобильной отрасли сильно урезали, тем не менее работы по созданию автозавода шли. Там планировалось выпускать автомобиль проекта Ока-2. Машина так и не появилась, но вот ее вариантов было несколько. Изначально советская сторона заказала разработку моторов и ходовой части именно у немцев. В эту гонку неожиданно включись и итальянцы. Они предложил, по уже отработанной схеме, продать нам сборочную линию. Но на этот раз совсем небольшого и уже откровенно стало автомобиля Fiat Panda.
Проект Ока-2 или ЕлАЗ-1121 фотография журнал "За рулем".Оба проекта, как мы знаем , почили в бозе. Хотя, немцы, судя по всему, свою часть работ выполнили. И моторы разного объема не только разработали, но и даже изготовили.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Porsche, Citroen, Renault и другие. На каких автомобилях могли бы ездить в ссср?.