Трехдверная Нива хоть и считается непревзойденной классикой, привлекающей своей доступностью и дешевизной, для многих автомобилистов эта машина оказалась непрактичной. Из-за маленького багажника, короткой базы и одной боковой двери с каждой стороны Ниву нельзя назвать альтернативной версией Жигулей, потенциальные покупатели всегда выбирали либо то, либо другое, выбирая проходимость или грузопассажирские качества. По этой причине скоро «двадцать первая» была дополнена длиннобазным пятидверным вариантом, который многие владельцы ласково стали называть «крокодилом».
Старт разработки
В 90-е АвтоВАЗ вел разработку «последней Надежды» на однообъемник. Полноприводный минивэн на базе Нивы создавался не по плану, а появился совершенно случайно, как и многие из машин автоконцерна. ВАЗ-2131 стал удачным результатом проверки на тему: возможно ли сделать что-то нестандартное из Нивы, к примеру, минивэн. Конструкторы были уверены, что Нива прочна, но насколько, оставалось загадкой. Оставалось проверить, сможет ли авто выдержать полуторакратную нагрузку при превращении в семиместный автомобиль с несущим кузовом.
Для проверки пара серийных трехдверных кузовов была сварена в 2 удлиненных на 50 сантиметров остова будущих пятидверных машин. Каждый исходник «отдал» половину: от одного была взята передняя, а от другого — задняя часть. Макеты нескромно назвали Консулом и Президентом. Первый обладал узкими задними дверьми-створками, которые позволяли загружать в кузов мешки с песком для имитации нагрузки.
После удачных испытаний тольяттинцы убедились в прочности Нивы и занялись разработкой ВАЗ-2120, известной под названием Надежда. Как раз в этот момент ВАЗ выпустил опытно-промышленное производство, однако, недоработки «двадцатой» не позволяли выпустить машину даже в мелкосерийное производство.
Дополнение 29
ВАЗ решил изготавливать с помощью модернизированного шасси не только оригинальный по компоновке одноообъемный полноприводник, но выпускать небольшие партии удлиненной Нивы. Именно эта машина должна написать мечтой дачников, так как как дополнительные полметра делали авто гораздо просторнее и практичнее. В скором времени состоялось превращение
поискового проекта в мелкосерийное авто с индексом 2129.
Обратите внимание: История создания, развития компании Автоваз и автомобилей ВАЗ.
В новой машине отсутствовали задние двери несмотря на удлиненную базу. В результате «задние» пассажиры мучились, выходя из салона, однако в целом внутри автомобиль стал гораздо просторнее.Двадцать девятую неофициально называли «Кедр», ее выпуск проходил малыми сериями с 1992 по 1994 год. Однако, из-за недостатков трехдверной версии конструкторы решили разработать пятидверный вариант под индексом 2131. Здесь стандартные передние двери были дополнены задними с вертикальной форточкой и небольшим окошком в новой боковине. От стандартной Нивы пятидверка отличалась ступенькой на крыше, скрывавшей сварные швы.
Секреты удлинения
Длинная база нового тольяттинского автомобиля отличала его от оригинальной Нивы. Выпускать длинную Ниву в ОПП начали еще в 1995 году, а в 2009 уже произвели более 100 000 экземпляров «пятидверки». При сохранении несущей конструкции кузов был наполнен оригинальными деталями, но чтобы создать длиннобазное авто, «коротыша» распиливали пополам, вваривая нужные части кузова.
Несмотря на то, что машину собирали на главном автоконцерна страны, производство шло «полукустарным» способом. В ходе производства кузов был удлинен на 50 см, что привело к изменениям:
- колесной базы (от 220 см к 270 см);
- габаритной длины автомобиля (увеличилась до 422 см).
Таким образом, С-класс для Нивы все так оставался актуальным, при этом для внедорожника она была довольно «длинной». Для придания прочности были введены дополнительные элементы: усилители лонжеронов в районе растяжек передней подвески и накладки пола в местах крепления КП и раздатки. Вес руля в новой Ниве увеличился, рулевое управление стало работать с гидроусилителем, который в итоге стал стандартным в комплектации стандартной Нивы.
На старом двигателе потяжелевшая до 1350 кг машина ехать уже не могла, при полной загрузке ее вес составлял 1850 кг, поэтому специалисты установили в ВАЗ-2131 специально созданный 1,8-литровый мотор, способный развить 84 л.с. и 132 Нм крутящего момента. Версию авто выпускали с индексом 21312, ее темно-зеленый цвет и длинный кузов с приземистым стали поводом для получения прозвища «крокодил» или «крок».
В целом пятидверная машина была хорошо принята автолюбителями: ее ценили за собственные двери, запас в ногах из-за длинной колесной базы и более удобное заднее сиденье. В 2006 году авто из ВАЗ-2131 переименовали в LADA 4x4 5D, его выпуск происходит по сей день.
Подписывайтесь на наш сайт в Яндекс.сайт.
#ваз #лада #авто #lada #нива #niva #отечественный автопром
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Полуметровый «крокодил»: история разработки и особенности конструкции ваз-2131.