(из Цикла Записки автомобилиста)
В этом году сошлись «круглые» годовщины двух событий:
30-летие развала СССР и 25-летие так называемой зарплатной программы на АвтоВАЗе.
Оба они стали чрезвычайно важными вехами в истории моего родного Автограда, причём первое имело поистине планетарное значение и, конечно же, было причиной второго…
Давайте, однако, по порядку: не претендуя на 100-процентную точность, попробую крупными мазками нарисовать картину, так сказать, маслом…
В августе 1991 я, как обычно, приехал в Тольятти в отпуск из Москвы, где заканчивал аспирантуру в МАДИ и готовился к защите кандидатской диссертации. Советский Союз, словно тот паровоз из песни, на всех парах летел к своей последней остановке, правда ее название оказалось не Коммуна.
Тотальный дефицит товаров, свобода слова и разрушение государственности – вот приметы того времени . Кризис власти привёл к ГКЧП, конец СССР был близок и мы стали свидетелями невиданного доселе явления – гиперинфляции! До этого мы думали, что она бывает только на Западе : гиперинфляция, безработица – первое, что приходило нам в голову при упоминании США конца 1970-х – начала 1980-х! И действительно, ежегодный рост тамошних цен с 1973 по 1981 год иногда достигал аж 13%, а американская безработица поднималась почти до 11%!
В СССР же официально инфляции не было. Тогда принято было говорить про ползучий рост цен… Был такой анекдот: «Что такое путь к коммунизму? При Ленине — как будто в метро ехали: вокруг темно, а впереди свет. При Сталине — как в трамвае: одни сидят, другие трясутся. При Хрущёве — как в самолёте: один рулит, других тошнит. А при Брежневе — как в такси: чем дальше, тем дороже».
Инфляция в СССР пряталась за дефицитом, когда невозможно было без блата или взяток купить товар или получить услугу. Был ещё вариант покупки у спекулянтов, но, опять же, по более высокой цене… По некоторым данным, с 1940 по 1990 год, цены на продовольствие в СССР удвоились, а на алкоголь – вообще подскочили впятеро!
Но вернемся в 1991 - согласно официальной статистике за год цены в России рванули вверх на 160%. Зарплаты же не могли похвастаться такой прытью и безнадёжно отстали… Кстати, по имеющимся данным зарплата России в среднем составляла в начале 1991 примерно 300 рублей (правда, насколько я помню, для большей части населения это было скорее 150 рублей). В том же году была проведена «павловская» денежная реформа, изъявшая часть «лишних» (не обеспеченных товарами и услугами) наличных денег у населения. Причиной для реформы была объявлена борьба с фальшивыми купюрами, завозимыми из-за рубежа, причем обмену подлежали не более 1000 рублей на человека!
Зато в Москве уже год как открылся первый «свободный» Макдоналдс, в ларьках продавали диковинные Сникерсы, нас захлестнул поток американских фильмов на видеокассетах и американской же поп-музыки… Одним словом, свобода била ключом!
А вот к чему мы пришли уже вскоре:
- 25 декабря 1991 года - снятие советского флага и поднятие российского над Кремлём,
сложение полномочий президента СССР Михаилом Горбачёвым и передача ядерной кнопки Борису Ельцину;
- 26 декабря 1991 года - принятие декларации о прекращении существования СССР Советом Республик Верховного Совета СССР,
Распад СССР привёл к началу Ельциным широкой программы преобразований: уже 2-го января 1992 года началась «шоковая терапия», цены по-просту «отпустили», отправив 90 процентов россиян за черту бедности…
Таким образом, российский финансовый капитал уже в который раз за 20-й век обнулился, и наши новые «американские друзья» за бесценок скупали наши, как сейчас говорят, системообразующие предприятия (Сбербанк, Газпром и т.д.), прикрываясь лозунгами свободы и демократии. А Президент новой России не нашёл ничего лучшего, как выступая вскоре после этого в американском Конгрессе , произнести знаменитое : «Боже, благослови Америку!»
Несмотря на то, что 10 октября 1991 года состоялась защита моей диссертации,
ни о какой науке речь идти уже не могла, и я с семьёй в январе 1992 года вернулся в Тольятти, где, благодаря другу со школьной скамьи Игорю, попал в новый волшебный мир - «систему АвтоВАЗтехобслуживания»… Бывать на ВАЗе прежде мне приходилось лишь в школьные годы - по четвергам, работая на конвейере в рамках программы профориентации, и позднее, на практике во время учёбы в нашем Политехе.
На новом месте работы я научился продавать автомобили и запчасти, освоил финансы, узнал, что такое голые кузова, справки-счёт, бартер, машины по старым ценам и многое другое… Уже в январе 1993 года мы создали новую фирму - ЗАО Восток-Лада. Это было начало капиталистической России… Появлялись акционерные общества, банки, биржи, брокерские конторы и, конечно, «новые русские» во всей красе!
А вот как у нас росли цены по данным Росстата, которые удалось найти : 1992г. – 2500% (рост в 26! раз, зарплата выросла примерно в 8 раз!) , 1993г. – 840%, 1994г. – 215%, 1995г. – 132%. Вот уж где «гипер», так «гипер»! А без работы оказались около 13% трудоспособного российского населения – Америка 70-х отдыхает!
« Хотели как лучше, а получилось как всегда!» - сказал после очередной денежной реформы 1993 года тогдашний российский премьер-министр Виктор Черномырдин. Был проведен обмен банкнот до 100 тысяч рублей на человека, цифра сопоставимая с зарплатой за месяц в то время…
Так уж вышло, что Тольятти оказался в те времена в сверхвыигрышном положении – современное производство остро-дефицитного товара на фоне избыточной денежной массы и роста доходов определённых групп населения новой России! Завод без проблем переписывал отпускные цены на автомобили каждый месяц, а иногда и чаще!
Однако, эйфория длилась недолго - началось великое нашествие праворульных «япошек» и подержанных европейских авто. Буквально за несколько лет автогигант потерял большую часть российского рынка и был оплетён сетью бартера. Буйным цветом расцвели мутные схемы реэкспорта, взаимозачётов и прочее… Деньги исчезли из расчетов с поставщиками, и в начале 1996 года оказалось, что платить зарплату работникам ВАЗа просто нечем – кассы АвтоВАЗбанка опустели! А средняя зарплата на тот момент уже превышала полмиллиона рублей... Ценник на продукцию ваза был примерно таким: ВАЗ-21099 – от 36 миллионов рублей! Для сравнения в начале 1991 года эта машина стоила примерно 9 тогда ещё советских тысяч руб.
Благодаря мудрости тогдашнего вице-президента ВАЗа по маркетингу и торговле, незадолго до этого директором головного автоцентра в Тольятти (Автоцентр-Тольятти-ВАЗ) был назначен знаменитый вазовец Юрий Кузьмич, в чьей команде мне посчастливилось работать. Неординарно мыслящий и энергичный, он получает карт-бланш на обеспечение труженников автогиганта зарплатой. На тот момент времени для этого требовалось продать за живые деньги примерно две тысячи «жигулей» в месяц. Идея была проста, как всё гениальное: утром деньги - вечером стулья, только наоборот! Сегодня получаем автомобили, делаем предпродажку, завтра – ПТС, продажа, инкассация, послезавтра деньги выдаются работникам ВАЗа в кассах АвтоВАЗбанка на заводских проходных!
Так появилась знаменитая «зарплатная программа», положившая начало концу бартерных схем. Как всегда, гладко было на бумаге… Существовавшая на автоцентре в начале 1996 года технология продаж позволяла реализовать лишь 300 автомобилей в месяц. Нужна была революция…
А незадолго до этого Игорь стал генеральным директором ЗАО Восток-Лада, а я перешёл на должность коммерческого директора. Моя жена Ирина возглавляла бухгалтерию и финансовую службу ЗАО Восток-Лада. Нам удалось привлечь ведущих ИТ-специалистов города к созданию уникального программного обеспечения, поддерживающего невиданную доселе скорость продаж до 200 автомобилей в день! А для проведения предпродажной подготовки была сформирована ударная бригада слесарей высокой квалификации.
В качестве технической базы для зарплатной программы был выбран полузаброшенный производственный корпус обанкротившейся «дочки» Автоцентра-Тольятти-ВАЗ - АО Лада-Бизон. В рекордные сроки помещение было модернизировано и дооборудовано силами Восток-Лады под новые масштабные задачи, закуплены автовозы
, благоустроена территория… Однако, вывоз с автовозной площадки ВАЗа не всегда позволял отгружать нужные объемы вовремя – иногда приходилось грузить машины вагонами до станции Тольятти, а уж оттуда забирать автовозами!
Параллельно мы занимались созданием Ассоциации дилеров АвтоВАЗа , ведь дилерских договоров в те времена ни у кого не было! На тольяттинской , как тогда говорили, площадке, было более 300 «дилеров ВАЗа»! Машины в основном стояли на щебёночных площадках по всему городу, о предпродажке многие такие «автосалоны» тогда и не слыхивали, из-за финансовых проблем и воровства автомобили частенько выходили с завода некомплектными…
Шел февраль 1996 года. Для оперативного решения вопросов между Восток-Ладой и Автоцентром-Тольятти-ВАЗ был заключён договор на внешнее управление, а мне пришлось на несколько месяцев стать финансовым директором автоцентра. Технология предпродажки и продаж там были реформирована в кратчайшие сроки. Для быстрой продажи с заводом были согласованы скидки на получаемые в рамках зарплатной программы автомобили.
Колёсики завертелись с бешеной скоростью, город буквально закипел от новостей! Сказать, что мы сталкивались с огромными проблемами, это значит ничего не сказать… Вспомните, что из себя представлял Тольятти в «лихие» 90-е годы! Наша команда пахала 24 часа в сутки, но деньги на зарплату пошли!
Вот типичный портрет покупателей тех дней: крепкие ребята в трениках со спортивными сумками, набитыми наличкой. Сразу с самолёта – к нам за машиной, потом – за руль, - и в свой родной город. Там передать машину конечному владельцу – и всё по-новой! В эту пору система АвтоВАЗтехобслуживания переживала глубочайший кризис, денег не было, автомобили забирала на себя тольяттинская площадка…
С начала «зарплатной программы» началось сворачивание коррупционных и неэффективных бартерных схем и повышение доли денежных расчётов. Хотя до построения новой дилерской сети оставались ещё годы и годы непростых реформ…
Продолжение следует…
Интересное еще здесь: Обзор.
1991-1996. От развала ссср до Зарплатной программы на вазе: как это было?.