Указатель температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) в комбинации приборов автомобиля ВАЗ 2109 работает в паре с датчиком, установленным в торец головки блока цилиндров двигателя.
Когда стрелка указателя начинает показывать значения не соответствующие действительности или есть подозрение на некоторое отклонение значения реальной температуры ОЖ от того, что видно на табло, приходит черед проводить проверку этого датчика. Проверить его можно несколькими способами.
Вот самые популярные из них.
Как проверить датчик указателя температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 (2108, 21099)
- Проверка заменой
Устанавливаем вместо своего датчика заведомо исправный или новый датчик указателя температуры ОЖ. Заводим двигатель, прогреваем его и следим за ростом показаний температуры на указателе в комбинации приборов. Если все более-менее соответствует норме, то свой неисправный датчик выкидываем, а себе оставляем тестовый. Если стрелка указателя не отклоняется как положено, продолжаем искать неисправность в проводах по схеме подключения или в самом стрелочном указателе.
Схема подключения датчика указателя температуры ОЖ на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099- Проверка "массой"
Включаем зажигание, снимаем провод с датчика и замыкаем его на "массу" (прикасаемся к двигателю или кузову), если стрелка указателя поднялась с начала шкалы - датчик температуры неисправен.
Если стрелка не отклонилась - датчик исправен, нужно проверить сам указатель.
Указатель температуры ОЖ в комбинации приборов (ВАЗ 2108, 2109, 21099 с "низкой" панелью)- Проверка нагревом
Для проверки нагревом нужно вооружиться тазиком с водой, термометром с пределом измерения как минимум 100 градусов и омметром (мультиметром или тестером с режимом омметра).
Опускаем на половину датчик указателя температуры охлаждающей жидкости в тазик с водой, туда же опускаем термометр и начинаем нагревать в тазике воду любым доступным способом. Одновременно прижимаем щупы омметра к выводу датчика и его корпусу. Смотрим на табло прибора и термометр.
При температуре плюс 30 градусов сопротивление должно находиться в пределах 1350-1880 Ом.
При температуре плюс 50 градусов 585-820 Ом.
70 градусов 280-390 Ом.
90 градусов 155-196 Ом.
И наконец при 100 градусах меньше 109 Ом.
Если соотношение температуры и сопротивления датчика несколько иное, воду можно выливать, а датчик выкидывать.
Примечания и дополнения
Немного информации о том как работает датчик указателя температуры охлаждающей жидкости на девятках и восьмерках.
Принцип действия датчика указателя температуры основан на работе установленного в нем полупроводникового терморезистора. Когда температура ОЖ низкая – сопротивление терморезистора высокое – ток, протекающий через датчик небольшой - стрелка указателя температуры в щитке приборов отклонена влево. По мере прогрева жидкости сопротивление терморезистора падает – сила тока увеличивается - стрелка на указателе температуры поднимается.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Как проверить датчик указателя температуры на девятке.