Самостоятельная диагностика ходовой авто
Ощущения от перемещений.
Слышал, что для автомобилиста очень важно эмоциональное состояние, создаваемое автомобилем. Это влияет на настроение и даже на здоровье. А что если не принимать во внимание класс, внешний вид, удобство интерьера, а сосредоточиться только на ощущениях от перемещения в пространстве.
Основные ощущения — разнонаправленные ускорения, которые испытывает тело водителя при перемещении. Считаю нужным поделить эти ускорения на полезные — в направлении достижения цели — перемещения из пункта А в пункт В и вынужденные (дополнительные, вредные, отрицательные), обусловленные качеством авто, рельефом, качеством дорожного покрытия, выбранным маршрутом и стилем езды.
Продольное ускорение (замедление) по направлению движения, вызывают у водителя положительные ощущения (чем интенсивнее ускорения, тем больше удовольствия), если эти ускорения пропорциональны усилиям, прилагаемым водителем к органам управления продольными ускорениями (газ и тормоз). Ценится также стабильность продольного ускорения — отсутствие рывков.
Боковые центробежные ускорения, при отклонении авто от прямолинейного направления (рулении) — ощущения отрицательные. Ценится максимальное соответствие величины ускорения, кривизне траектории.
Абсолютно не нужными (отрицательными) можно считать вертикальные ускорения и крены — поперечный и продольный, особенно изменяющиеся со временем ( тряска, раскачка, козление), так же колебания кузова от работы агрегатов автомобиля — вибрации.
2) Шум ("гул") неисправных подшипников ступиц колёс автомобиля в движении.
Монотонный" гул" с мелкой вибрацией кузова, усиливающийся с увеличением скорости… "Гул" ступичных подшипников может быть "плавающим" — изменяющимся по громкости периодически с частотой меньшей чем частота вращения колеса.
"Гул" подшипников ступиц может изменяться при изменении траектории движения авто на плоскости. Если автомобиль движется на скорости, при которой ощущается "гул" неисправного подшипника, и входит в плавный поворот, то ощущения неисправности ("гул" с вибрацией) могут усилится, если неисправен подшипник колеса, находящегося с внешней стороны поворота, могут уменьшиться или исчезнуть, если неисправность в колесе движущемуся по внутреннему радиусу. Таким образом можно определить, с какой стороны находится ступица, с неисправным подшипником.
Определить на ходу, на какой оси гудит подшипник иногда не просто — тут надо слушать, можно опросить пассажиров.
3) Ощущения люфтов деталей дисковых колёсных тормозных механизмов.
Лёгкие, отчётливые, иногда звонкие удары в районе колеса, повторяющие колебания колёс, вызванные неровностями дороги (ощущаемые, как звук и лёгкая вибрация по кузову)
"Вычисляется" этот люфт лёгким нажатием на педаль тормоза (при притормаживании) — ощущение неисправности при этом должно исчезнуть и возобновиться после отпускания педали.
(таким же образом диагностируется "писк" тормозных колодок, который меняет тон или громкость, при изменении давления на педаль).
4) Ощущения от езды с неисправными амортизаторами (в подвеске).
При снижении эффективности одного или обоих амортизаторов, снижается ощущение твёрдости, плотности подвески этой оси. Подвеска поглощает толчки, но выдаёт их энергию кузову в виде многократных слабо угосающих колебаний.
При переезде каскада мелких неровностей (стиральная доска) на скорости 60кмч и более, возникает ощущение потери контакта колёс с дорогой — автомобиль начинает "рыскать" или "плыть". Гасится этот эффект снижением скорости (притормаживанием).
Амортизатор, не демпфирующий ход отбоя, позволяет пружине "выстреливать" колесо (неподрессоренную массу), при съезде колеса в глубокие с резким перепадом высоты неровности дороги.( "Выстреливание" ощущается в виде громкого металлического удара не при встрече с препятствием, а при съузде с него).
Неисправный амортизатор чаще совершает "пробои" на ходах сжатия. Ощущается это в виде жестких толчков, передаваемых на кузов в конце хода сжатия амортизатора, при наезде колеса на крупную выпуклость дорожного покрытия (сыпется пыль с потолка и откидываются солнцезащитные козырьки :rolleyes:
Амортизаторная стойка в популярной подвеске Мак — Ферсон, выполняет функцию направляющего элемента. Эта функция может быть нарушена неисправностью — смещением оси штока относительно копукса стойки. — люфт патрона (картриджа) в корпусе стойки. Ощущается, как одиночные стуки в верхней части подвески, при совпадении определённых комбинаций нагрузок — значительного изменения знака (тягово — тормозного) усилия на колёсах или знакопеременные боковые нагрузки на колесо в поворотах. Иногда на месте, при выкручивании руля в крайние положения. Может сопровождаться отклонением спицы руля и "жором" резины.
В подвесках Мак — Ферсон, в опорах передних амортизаторных стоек, нередко применяется опорный подшипник большого диаметра с набором шариков. По разным причинам, он склонен к заклиниванию. В таких случаях ощущается упругое увеличение усилия на руле при повороте на большой угол с последующей разрядкой пружины, сопровождающейся характерным "мелодичным" звуком.
5). Люфты шарниров подвески (сайлентблоков, шаровых шарниров), шарниров деталей рулевого управления, подушек подрамника — трудно выделить, как отдельные ощущения. Но и тут есть особенность — люфты этих деталей прослушиваются в виде "стуков", при перемещении колёс относительно кузова в горизонтальной плоскости (знакопеременные продольные, боковые реакции дороги на колёса, колебания крутящего момента).
"Стуки" этих деталей в основном однократные, но бывают многократные и даже периодические, когда деталь, закреплённая на неисправном шарнире совершает колебания под действием комбинации сил.
Люфты в шарнирах подвески и подушках подрамника (иногда не сопровождающиеся стуком), могут снижать "остроту руля", привести к изменению привычных реакций автомобиля на действия органов управления.
Со "стуком" в шаровых шарнирах можно иногда спутать "скрип" (ощущаемый в виде отдельных отрывистых "щелчков" с вибрацией). "Скрипят" шаровые шарниры при нарушении условий трения в паре : шаровый палец — сухарь. Скрип не связан с люфтом, поэтому происходит не в конце относительного перемещения деталей, а в самом начале. Поэтому "скрип" прослушивается обычно при малейших колебаниях кузова или руля ( или в самом начале колебания).
6). Ощущения от езды при нарушенных углах установки управляемых колёс ( УУК ).
В современных переднеприводных авто (которых на дороге большинство), основным из УУК, является — схождение. Нарушенное схождение, влияет на управляемость — снижается предсказуемость реакций автомобиля на положение руля. Нужно активно "рулить", чтобы автомобиль сохранял заданную траекторию. Нарушенное схождение является основной причиной неравномерного (преждевременного) износа шин оси (управляемой или не управляемой). Об изменении схождения можно также судить по изменению привычного положения "спицы руля" при прямолинейном движении. Нарушение схождения может накопиться с пробегом (более 10ткм), произойти после удара в колесо (бордюр, яма, ДТП ), после ремонта подвески… (Манипуляции с колёсами к изменению схождения не приводят)
7). Боковой увод — ощущается при движении по — прямой. Создаётся постоянный самопроизвольный "дрейф" автомобиля в сторону, который приходится компенсировать ощутимым усилием на руле. Боковой увод не зависит от уклона дороги, бокового ветра, загрузки авто.
Основные причины бокового увода: — нарушение УУК, боковой увод шин.
8).Ощущения от езды с неисправным шарниром угловых скоростей (ШРУС) на переднеприводном автомобиле.
ШРУСы, которые присутствуют в приводных валах (приводах) ведущей управляемой оси, различаются на наружние и внутренние. Наружние (2шт.) — расположены возле ступиц правого и левого колёс, внутренние (2шт.) — на силовом агрегате (коробке передач) справа и слева. Наружние отличаются от внутренних конструктивно, т.к. работают в разных условиях… ШРУСы выходят из строя из за естественного износа (при большом сроке службы). Но чаще, из за нарушения условий смазки шарнира (разрыв пыльника, уменьшение количества смазки, попадание под пыльник воды и абразива из под колёс).
Чаще всего выходят из строя наружние ШРУСы. Ощущаются громкие "щелчки" в такт вращению колеса. Происходит это, в основном на малых скоростях, при движении с ускорением на полностью вывернутых в поворот колёсах. Может сопровождаться самопроизвольным покачиванием руля. Остаётся определить "на слух" с какой стороны (справа или слева) раздаются "щелчки" (наружний ШРУС может хрустеть и при движении"прямо")
Внутренние ШРУСы могут "хрустеть" по — прямой при интенсивных ускорениях, но чаще — на плавных поворотах с большим радиусом при ускорении на средних скоростях (при движении по кольцам, развязкам, при "выходе на обгон") — (важным фактором, провоцирующим "щелчки" тут является не поворот руля, а крен кузова)… "Хруст" внутренних ШРУСов также может сопровождаться самопроизвольными колебаниями руля или силового агрегата, ещё он может появляться и пропадать при изменении загрузки (клиренса) автомобиля. Встречал на переднеприводных авто с автоматич. коробкой передач, при износе внутреннего ШРУСа — возникают самопроизвольные периодические колебания "стук" внутренностей ШРУСа при включенном режиме "D", нажатой педали тормоза, на стоЯщем автомобиле.
9).Ощущения от езды с неисправностями деталей карданного вала в заднеприводном автомобиле.
Звонкие стуки, сопровождаемые рывками в трансмиссии при знакопеременных колебаниях крутящего момента, могут быть следствием неисправности шарниров кард. вала (крестовин), снижением плотности посадки в подвижных и неподвижных шлицевых соединениях карданного вала, ослаблением крепежа кард. вала к агрегатам трансмиссии. Глухие стуки, сопровождаемые рывками в трансмиссии, бывают вызваны разрушением элластичных муфт.
Вибрации на скорости 60-70кмч, распространяющиеся по всему кузову, (с ощущением "эпицентра" в шахте кардана), сопровождающиеся низкочастотным шумом с колебаниями в такт вибрации. На некоторых машинах с такой же частотой колеблется рычаг переключения передач. Слабые по амплитуде колебания, можно наблюдать по вибрации картинки в салонном зеркале заднего вида. Вибрация кардана происходит при определённой скорости движения (не зависимо от включенной передачи)… Причин такой вибрации обычно три: — нарушение балансировки кард. вала, как сборочной единицы (обрыв балансировочных грузиков, нарушение взаимного положения деталей кард. вала, при котором происходила предыдущая балансировка). — нарушение оси вращения кард. вала (смещение в районе крестовины, деформация деталей кард. вала). — затруднённое вращение (заклинивание) чашки крестовины на "кресте". Есть ещё экзотическая причина — превышение допустимого угла "перелома" кард. вала на крестовине (7градусов) — происходит при неграмотном тюнинге или деформациях подвески, кузова.
Вибрация по кузову, (с ощущением "эпицентра" в районе заднего моста) на скорости 90-110кмч, на авто с неразрезным задним мостом может быть вызвана люфтом, смещением оси, заклиниванием задней крестовины.
Писк тонкий, высокочастотный, изменяющий тональность с каждым оборотом кардан. вала. Прослушиваемый на самых малых скоростях, обычно затруднённым вращением чашки крестовины на "кресте" из за нарушения смазки.
10). Ощущения от неисправностей колёс.
— Самопроизвольные периодические колебания рулевого колеса (вправо-влево), при движении с небольшой скоростью (10-20кмч), могут быть вызваны нарушением геометрии передних колёс (одного или двух) : деформация покрышки, деформация диска, дефект в закреплении диска на ступице.
— Самопроизвольные периодические колебания задней части кузова (вправо-влево), при движении с небольшой скоростью (10-20кмч), могут быть вызваны нарушением геометрии задних колёс.
— Самопроизвольные периодические колебания рулевого колеса или всего кузова, возникающие при движении с определённой скоростью (90-120кмч), могут быть вызваны : весовым дисбаллансом- ; неравномерной жесткостью покрышки по окружности- ; нарушением геометрии колеса- ; дефектом в закреплении на ступице — одного или нескольких передних или задних колёс.
-----------------------------------------------------------------------------------
Считаю, что на основе подобных размышлений, можно создать сканер неисправностей шасси автомобиля. Закреплять в салоне датчик (комплект датчиков), которые будут считывать трёхмерные ускорения и звуки в движении. Обрабатывать эту информацию с учётом данных уже имеющихся в компьютере автомобиля ( скорость движения, угол поворота рулевого колеса…), выдавать команды водителю ( типа : нажать…, повернуть… ). Испытания можно будет проводить на полигонах с искуственными неровностями, а в России — по городу . Можно будет после простой поездки с таким сканером на борту, получить информацию : о динамических качествах, управляемости, эффективности торможения, эффективности амортизаторов, вибрациях, относительных перемещениях (люфтах) деталей подвесок, скрипах, оценить вибро — шумоизоляцию, плавность хода и т. д., и сравнить её с эталонной для данного автомобиля и выдать вердикт о неисправности. Думаю, если создать эффективные и компактные датчики, то можно будет включить их в перечень стандартного оборудования авто и получать информацию о поломках по мере её поступления
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Самодиагностика ходовой авто.