Конец 80-х и начало 90-х годов отметились всплеском в сегменте экзотических спортивных купе. Мир увидели сразу несколько моделей с фантастическим дизайном и впечатляющими характеристиками. Это и легендарный Ferrari F40, и сверхскоростной McLaren F1, а еще Lamborghini Diablo, Porsche 959, Jaguar XJ220, Vector W8. Именно тогда появился и невероятный Bugatti EB110, во многом опередивший время. Трудно поверить, что это высокотехнологичное купе в нынешнем году празднует свое 30-летие.
Прототип Bugatti EB110 авторства Марчелло Гандини
Именно с Bugatti EB110 началось возрождение знаменитой марки, обанкротившейся в послевоенное время. В 1986 году итальянский бизнесмен Романо Артиоли приобрел права на Bugatti и начал строительство современной фабрики. Примечательно, что выпускать автомобили решили не во Франции (где собирали Bugatti в довоенный период), а в Италии – на родине Этторе Бугатти.
Серийный Bugatti EB110 1992 года
Конечно, возвращение Bugatti планировалось с очень неординарной моделью. Для ее разработки привлекли неплохую команду инженеров во главе с бывшим техническим директором Lamborghini Паоло Станцани.
Двери Bugatti EB110 поднимаются вверх
Серьезно подошли и к дизайну авто – свои проекты подали ведущие итальянские стилисты Паоло Мартин, Джорджетто Джуджаро, Нуччо Бертоне и Марчелло Гандини. Выбрали вариант Гандини и с 1989 года начались испытания первых прототипов.
Всего выпустили 139 Bugatti EB110
Впрочем, по ходу работ у Романо Артиоли возникли конфликты с Гандини и Станцани и оба они покинули компанию. Дизайн дорабатывал Джампаоло Бенедини, а двигатель и шасси – Никола Матерацци, создававший ранее Lancia Stratos и Ferrari F40.
Сзади установили выдвижное антикрыло
После двух лет работ автомобиль был готов. Назвали его Bugatti EB110 и посвятили 110-летию Этторе Бугатти. Мало того, презентацию в Версале провели 15 сентября 1991 года – в день рождения Бугатти.
Bugatti EB110 сразу сотворил фурор. Низкое купе привлекало внимание граненым дизайном, поднимающимися вверх дверями и регулируемым антикрылом. Конструкция также впечатляла. В основе автомобиля лежал карбоновый монокок, разработанный производителем вертолетов Aerospatiale, на который навешивали кузовные панели из алюминиевых сплавов. При этом салон отделали кожей и деревом, были климат-контроль, аудиосистема и электропривод сидений.
В отделке салона использовали кожу и дерево
Двигатель Bugatti EB110 оказался настоящим техническим шедевром. Небольшой 3,5-литровый V12 получил пять клапанов на цилиндр и сразу четыре турбины. Результат – внушительные 560 л. с. и 611 Н∙м крутящего момента. В паре с мотором работала 6-ступенчатая механическая трансмиссия, а еще EB110 получил постоянный полный привод. В общем, у купе был целый набор современных технологий.
Небольшой 3,5-литровый V12 дополнили четырьмя турбинами
Характеристики Bugatti EB110 опередили время.
Обратите внимание: Страницы истории Citroen DS: французская богиня.
На скоростном автодроме Нардо купе разогналось до 100 км/ч за 3,5 с и развило 342 км/ч, то есть официально стало самым быстрым авто в мире.Карбоновый монокок для EB110 разработали в авиационной компании Aerospatiale
Для тех, кому этого показалось мало, уже весной 1992 года представили Bugatti EB110 SS. Ему подняли мощность до 610 л. с., а максимальный крутящий момент достиг 650 Нм. К тому же, авто облегчили на 150 кг за счет полностью карбонового кузова и упрощенной внутренней отделки. Такой вариант смог разогнаться до 100 км/ч за 3,3 с и развить 355 км/ч. Кстати, один из SS приобрел сам Михаэль Шумахер, что стало отличной рекламой для Bugatti.
Bugatti EB110 SS разгонялся до 355 км/ч
На базе Bugatti EB110 SS построили пару гоночных автомобилей, которые принимали участие в 24-часовых соревнованиях в Ле-Мане и Дайтоне. Они были очень быстрыми, но механические проблемы не дали финишировать. А в 1994 году EB110 установил еще один рекорд. Одно из стандартных купе перевели на газ и оно разогналось до 344,7 км/ч, став самым быстрым авто с ГБО.
Один из Bugatti EB110 SS купил Михаэль Шумахер
Конечно, Bugatti EB110 был недешевым – от 350 тыс. долларов. Все автомобили собирались вручную и заказов в принципе хватало. Мало того, покупатели получали три года полностью бесплатного обслуживания на официальной СТО.
Гоночный Bugatti EB110 SS LM
Однако Романо Артиоли хотел большего и вложил огромные средства в создание новой модели – роскошного седана EB112. Параллельно предприниматель выкупил британскую компанию Lotus и вложил средства в создание легкого и недорогого Lotus Elise.
Bugatti EB110 с ГБО разогнался до 344,7 км/ч
Оказалось, что Артиоли переоценил свои финансовые возможности и его империя рухнула. В 1995 году Bugatti признали банкротом. На тот момент выпустили 139 EB110. На фабрике находилось несколько неоконченных автомобилей – их выкупила и завершила немецкая компания Dauer. Причем, у пяти из них подняли мощность до 650 л. с., что позволило развивать уже 370 км/ч.
Dauer Bugatti EB110 SS
А голые шасси с двигателями EB110 приобрела итальянская фирма B. Engineering. Их использовали при создании купе Edonis. Мощность V12 увеличили до 680 л. с., а максимальная скорость достигла 365 км/ч. Таких авто до 2001 года собрали 21.
B.Engineering Edonis создали на шасси Bugatti EB110
Bugatti EB110 не стал массовым, но он помог вернуть легендарную марку из небытия. Уже в 1998 году ее выкупил концерн Volkswagen, и вскоре после этого началась разработка знаменитого Bugatti Veyron.
Bugatti EB110 и его преемники Veyron и Chiron
Метки: Bugatti, Bugatti EB110 Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 06' 2021Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Страницы истории Bugatti EB110: технологический шедевр.