После распада СССР, во второй половине 90-х, АвтоВАЗ начал разрабатывать не менее интересную и актуальную тему – автомобили на топливных элементах, создававшихся в проекте под названием Антэл. Несмотря на появление Антэлов на нескольких выставках «водородная ладья» осталась известной только узкому кругу лиц. Какие мифы и факты известны об этом автомобиле?
Миф 1: реализация проекта без государственной поддержки (правда)
Внедрить альтернативные источники энергии — достаточно дорогое занятие. ВАЗ долгое время поддерживался государственным аппаратом, в том числе, проект Ellada (электрическая Калина) спонсировался государством. Однако, социальный проект с внедрением электрической Калины в такси оказался провальным: разногласия привели к тому, что администрация Ставропольского края отказала в выдаче субсидий на покупку запланированной партии из сотни таких машин, ограничившись смешной цифрой в пять экземпляров.
Позже АвтоВАЗ решил начать проект Антэл, название которого расшифровывается как «Автомобиль на топливных элементах». Созданием ходового макета нового автомобиля занимался Г. К. Мирзоев — главный конструктор ВАЗа (1976-1998 гг.). Государство изначально не собиралось поддерживать данный проект несмотря на перспективную «зеленую» технологию. Мирзоеву пришлось самостоятельно разбираться с финансированием Антэла, чтобы АвтоВАЗ стал в один ряд с мировыми производителями, также разработавшими собственный водородный автомобиль.
Миф 2: АвтоВАЗ почерпнул идею о «водородных» технологиях на Западе (миф)
В конце ХХ века вопросом для автопроизводителей стал ресурс батарей и время, которое было доступно владельцу для передвижения после полной подзарядки. По этой причине специалисты Toyota, Honda, BMW, Volkswagen, GM и Ford обратили внимание на возможность применения топливных элементов в качестве источника энергии для автомобилей. АвтоВАЗ также задумался о следовании мировым тенденциям.
«Водородную тематику» завод в Тольятти начал изучать через разработки в космической промышленности. Мирзоев и специалисты ВАЗ выяснили, что такие элементы были применены при создании «Бурана-2». После этого энергоустановки и сами батареи для автомобилей Антэл пришлось искать на режимных объектах. В результате «водородные» технологии были созданы исключительно по российскому рецепту без оглядки на Запад.
Миф 3: реализация проекта обошлась заводу в сущие копейки (правда)
Чтобы разработать «водородный» автомобиль, как предполагалось, ВАЗ должен был не только потратить много времени, но и денег.
Обратите внимание: Бюджетный звук на Ваз 2114 с 2 сабами за 18000 руб..
Однако, благодаря советским наработкам в «Буран-Энергии» автомобильный концерн вложил всего несколько миллионов рублей. Зарубежные же кампании на подобные разработки выделяли миллионы долларов.Если заводу в Тольятти на разработку Антэла пришлось потратить 7 - 9 миллионов рублей, то расходы корейской Daewoo составили ни один миллион долларов США. Сложно поверить в столь скромную цифру тольяттинских затрат, так как стоимость генератора для Бурана-2 составляет более 300 тысяч долларов.
Когда проект Антэл был запущен (2002 год), департамент энергетики США поставил задачу снижения к 2015 году цены на 1 киловатт до $30. За бортовые источники энергии в то время приходилось заплатить 3000 долларов, но это была цена за всю установку, а не за киловатт. ВАЗовские инженеры собирались не только реализовать данные технологии, но и снизить стоимость с нескольких тысяч долларов до нескольких сотен.
Миф 4: изготовление ходового макета водородной Нивы в Тольятти (миф)
Автомобильные конструкторы никогда не работали с водородом, поэтому сборка ходового макета Антэл-1 проходила в ракетно-космической корпорации «Энергия»,расположенной в Королеве (Московская область). Именно туда специалисты ВАЗ привезли будущий ходовой макет – «длинную» Ниву ВАЗ-2131, на тот момент не имеющую силовой агрегат.
«Космические» специалисты не только сразу смогли запустить Антэл-1, он сразу же исправно заработал! Модель почти сразу же отправили на Московский автосалон 2001 года. Отечественные и зарубежные автолюбители оценили возможности разгона нового авто — до 80 км/ч — и длинный маршрут, который можно проехать на одной заправке — 200 км!
Когда автосалон подошел к концу, российские журналисты даже смогли прокатиться на Антэле по Дмитровскому автополигону, куда работники ВАЗ специально привезли концепт для пресс-дня.
Миф 5: Антэл-2 — водородное авто и одновременно гибрид (правда)
Первый Антэл получился удачным, поэтому вскоре АвтоВАЗ начал изготавливать прототип Антэл-2. Он создавался на базе ВАЗ-2111, который представлял собой универсал «десятого» семейства. Благодаря этому компоновка была выполнена удачнее — энергетическую установку переместили в переднюю часть кузова.
Работа Антэла-1 происходила на кислороде и водороде, что делало установку взрывоопасной. Антэл-2 был переведен с кислорода на воздух, что стало возможным после установки компрессора. Последний поднимал давление газа в баллонах с 250 до 400 атмосфер. В результате тольяттинцы получили водородно-воздушный Антэл-2 на топливных элементах, ставший намного мощнее первой версии – 240В и 25 кВт соответственно. Максимальную скорость удалось увеличить до 100 км/ч, а запас хода — до 350 км!
А что Вы слышали о космической Ладе Антэл? Напишите в комментариях.
#ваз #лада #авто #lada #нива #niva #отечественный автопром
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Мифы и правда о водородной Ладе Антэл: космические технологии за смешной бюджет.