Я говорю иногда сам про себя, что я южный человек. Не в смысле рождения или происхождения, а в том плане, что люблю жару, солнце и лето, и терпеть не могу снег, холод и зиму. Допустим, две-три недели, это даже забавно со всеми нашими банями, елками и санками, хотя их я бы тоже с радостью променял на двенадцать месяцев тепла. Но никак не полгода! Однако и меня почему-то вдруг потянуло на Север. Фьорды... Слово звучало так романтично и загадочно, поднимало из глубинных пластов памяти детские фантазии о рогатых викингах, плывущих куда-то ладьях и соснах на скалах. И вот, в этом году мы с Аней решаем провести отпуск в поездке в Норвегию на мыс Нордкапп, самую северную точку Европы в семистах километрах за Северным полярным кругом.
День первый. Прелюдия.
Все старые боевые товарищи по разным причинам не смогли составить нам компанию, и мы с Аней отправляемся в поход вдвоем на нашей Ретре, мотоциклете «Урал Ретро» с коляской 2011 года выпуска. Старт запланирован на субботу 28 июля 2012 г., уже оформлен отпуск, получена виза и забронирована комната в норвежском Хоннингсвоге, последнем населенном пункте перед мысом, претендующем на звание самого северного города в мире. Ровно за неделю до выезда я прошу Аню дать прокатиться на нашем коне Сергеиче. После приятной прогулки, припарковавшись у конюшни, я грациозно спрыгиваю на асфальт и ломаю большой палец на правой ноге. Это придает дополнительной пикантности нашим сборам – смогу ли впихнуть правую ногу в сапог, или придется ехать в гипсе, тапочке и пакетике?
Наконец настает утро старта, новенький мотобот плотно фиксирует сломанный палец не хуже гипса. Выезжаем на Ленинградский проспект, я улыбаюсь безоблачному небу, солнцу и встречному ветру. Под Солнечногорском неожиданно попадаем в дождь, горизонт пунцовый. «Вот и началось, видать недели на две!» – сразу же скисаю я, однако ненастье быстро заканчивается, а мы даже не успеваем промокнуть. Как обычно, Аня немного ворожит – и до самого Вышнего Волочка мы не попадаем ни в одну пробку. Да, она умеет договариваться с пробочными бесами. Оказывается, Клин – зеленый и очень милый городок, если не стоять в страшных заторах. Но в проклятом Волочке (да простят меня его жители, не их в том вина) живет очень уж сильный пробочный черт, которого Анины чары не берут, и мы прорываемся через адскую пробку по пыльным и разбитым обочинам.
Шоссе отремонтировано почти на всем протяжении, не считая нескольких коротких участков, и вечно разбитую Ленинградку не узнать. По сторонам мелькают памятные места – там обедали, тут пили кофе, а на этой заправке в 2009 году чинили «Хонду». Здесь же и обедаем за одним столом с пузатым дальнобойщиком. «Откуда, куда?» – интересуется сосед. Постепенно его снисходительное отношение к экипажу колясочника исчезает, и мы переходим к разговору на равных, в одних и тех же категориях: «До Финляндии, а там направо».
Ближе к вечеру мы приезжаем на дачу к Сергею Громоззеке, приветствуем его жену Юлю и брата Антона, наконец лично знакомимся с родителями и мальчиком Захаром, которому завтра исполнится два года. Спасибо вам большое за гостеприимство!
День второй. Увертюра.
Завтракаем, поздравляем самого маленького Громоззеку с днем рождения, благодарим хозяев за все и прощаемся. Ретра бодро довозит нас с Аней до КАД, съезжаем на Выборгское шоссе. Очень жарко, новенький ветровик и щитки-брызговики почти полностью отсекают поток встречного воздуха, я страдаю даже в майке и стараюсь думать о том, как хорошо мне с ними будет на Севере. Вот и поворот на Брусничное, на живописную дорогу вдоль сайта. Кажется, что мы уже за границей: разметка желтого цвета, идеальный асфальт, указатели латиницей. На пограничном переходе всего несколько автомобилей, мы быстро попадаем на финскую сторону. Впервые багаж никто не досматривает, сигареты и наркотики не ищут. Наверное, это потому, что с Аней вдвоем мы имеем гораздо более добропорядочный вид, чем банда волосатых оппозитчиков.
Сразу после границы неожиданно начинается дождь, переходящий в недолгий тропический ливень – пережидаем под навесом. Рядом на обочине остановились несколько автомобилей с включенными аварийками: им страшно ехать через сплошную стену воды. Вскоре продолжаем путь. Финляндия создает ощущение какого-то необычного, лесного уюта. Через каждые десять-пятнадцать минут сквозь деревья поблескивают волны очередного озера, которых здесь тысячи. Лес везде вычищен, без бурелома и подлеска, поэтому кажется такими дружелюбным. Все вокруг такое зеленое, пушистое, на выстриженных опушках стоят аккуратненькие домики.
Кстати, если в России вам встречались дома «в финском стиле», то финны не в курсе, что этот стиль – финский. Местные жилища очень скромны, это одно- или двухэтажные каркасные коробочки, обитые снаружи вагонкой и покрашенные в темно-красный или какой-нибудь теплый цвет: желтый или, например, оранжевый, с непременными белыми окнами. Смотришь на их деревни и хутора и чувствуешь, что с ними что-то принципиально не так. Чего-то важного не хватает. И вдруг понимаешь, что отсутствуют как класс заборы. Их нет вообще, ни глухих трехметровых, ни низенького штакетника, ни хотя бы живой изгороди: дома стоят просто на лужайке, и вряд ли ведь аборигены постоянно ругаются, выясняя, где чей огород. Как-то обходятся без заборов. Позже мы видели кладбища, и там тоже не ставят ограды: только надгробья возвышаются над ровным газоном. Как в этой жизни, так и после.
Снова жарко, навстречу в больших количествах проезжают байкеры на «Харлеях», видимо, возвращаясь с какого-то слета. Дороги великолепны, автомобилей мало, ограничение скорости – 80, иногда 100 км/ч. Впервые сталкиваюсь с топливной проблемой: на всех заправках либо 95Е10 (это 95-ый бензин с 10% спирта), либо 98-ой. Я наслышан о пагубном воздействии Е10 на свечи зажигания, поэтому, как настоящий спортбайкер, заправляюсь девяносто восьмым по 1.8 евро за литр. Впрочем, никаких изменений в поведении нашей мотоциклеты я после этого не замечаю.
Ближе к вечеру мы подбираемся к городу Куопио и решаем, что на сегодня хватит. Сворачиваем с шоссе по указателям на отель и заселяемся в просторный и красивый номер. Аня немедленно включает телевизор, смотреть Олимпиаду, а я открываю компьютер – впервые взял с собой в поездку – и обновляю дневник путешествия, разбираю и закачиваю сегодняшние фотографии. Оказывается, это действительно очень удобно: друзья и родня могут ежедневно отслеживать наши перемещения, а после возвращения по коротким заметкам будет гораздо проще восстановить хронику событий, и не надо перебирать миллион фотографий.
День третий. Аллегро.
В столовой на завтраке полно отдыхающих, в основном семьи с детьми. Здешние обитатели, как на подбор, очень породисты: все как один платиновые блондины, курносые, мясистые, толстые. И детей в среднем от трех до пяти на семью. Вот молодцы.
После плотного завтрака мы собираем вещи и выезжаем на шоссе. Наша сегодняшняя цель – город Рованиеми, столица Лапландии, Северный полярный круг. Опять жарко, я еду в майке и мечтаю о прохладе. Как несовершенен человек! Ведь уже завтра я буду мечтать о тепле...
Нас ведет отличное шоссе, вокруг симпатичная, но несколько однообразная природа: тайга, сопки, часто озера. Машин совсем мало, иногда минут пятнадцать подряд я не вижу ни одного автомобиля ни впереди, ни в зеркалах. С некоторым удивлением осознаю, что на этих дорогах крейсерская скорость равна средней, и можно всегда точно рассчитать время в пути. Если до следующей остановки 100 километров, и я держу сотню, то буду там ровно через час. И так сотню за сотней, день за днем. Это так непривычно!
Чем дальше на север, тем глуше места, елки с березами становятся тоньше, ниже и корявей. Появляются большие, идеально ровные поляны невероятных цветов – желтые, розоватые. Может быть, это поросшая каким-то особенным мхом каменистая пустошь, а может быть и подернутая болотной травкой зыбь. Больше ста километров подряд нет заправок, мы высыхаем. Хорошо, что есть канистра! Пока я изготавливаю воронку из подручных средств и заправляюсь, Аня лакомится в лесу черникой.
На дорогу начинаю выходить коренные жители и с гордым видом «понаехали тут» ходить по своим делам, демонстративно не обращая на нас никакого внимания. Первые встречи с оленями на шоссе вызывают у нас бурную, детскую радость.
Подъезжая к Рованиеми, встречаем «Ситроен 2CV» с французскими номерами. На чем только люди сюда не приезжают! Решаем не заезжать в сам город и сразу едем в парк Санта-Клауса. Здесь как раз проходит условная линия полярного круга, на которой я однажды уже был, а теперь вот, вернулся вместе с Аней.
Обходим сувенирные лавки и магазины. Оказывается, в парке совсем недавно построили несколько десятков коттеджей под сдачу, и мы решаем остаться и больше никуда сегодня не ехать. Домик совсем новенький, внутри все удобства, как в гостиничном номере, и даже есть своя сауна.
Ужинаем в ресторане, выбираем в меню все три блюда из оленины. Очень вкусное и нежное мясо! Хотя оленей жаль, конечно. Надо будет прикупить оленью шкуру, пожалуй. Мы с Аней долго разговариваем, а за окном, низко над горизонтом, словно прибитое к небу неподвижно висит солнце. Сегодня и еще несколько дней для нас ночь так и не наступит.
Продолжение следует...
Моя книга и другие публикации здесь
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Нордкаппская симфония для Урала с колясой (1).